Продолжение виртуальной экскурсии по «Некрополю мастеров искусств» Предыдущие статьи цикла читайте в подборке на канале «Записки питерского скульптора»
Кульман Елизавета Борисовна (1808–1825)
Юная поэтесса, обладавшая необыкновенными способностями к языкам и выдающимся поэтическим даром.
Родилась в небогатой семье этнических немцев, давно проживавших в Санкт-Петербурге на Васильевском острове.
Елизавета была девятым, младшим ребенком в семье Бориса Федоровича Кульмана, отставного капитана гвардии, служившего при Екатерине Великой, в дальнейшем служившего по одному из гражданских ведомств и имевшего чин коллежского советника.
Шестеро его сыновей, старших братьев Елизаветы были офицерами и погибли во время Отечественной войны 1812 года.
Елизавета уже в раннем детстве проявила удивительную способность к языкам, на что обратил внимание друг семьи Карл Фридрих Гросгейнрих знаменитый педагог того времени, работавший гувернером в домах знатнейших русских аристократов. Под его руководством она в совершенстве освоила английский, французский, итальянский, греческий, испанский и португальский языки. Добавьте к этому русский и немецкий, которые были для неё родными, а также древнегреческий, латинский, церковнославянский и вы поймете какими феноменальными способностями обладала эта девочка.
С раннего детства она писала стихи на немецком, русском, итальянском и французском языках, переводила стихи древнегреческого лирика Анакреона на русский немецкий и итальянский языки.
Кроме того, по свидетельству современников она великолепно музицировала и пела. У неё практически не было подруг среди сверстниц, но в 14 лет Елизавета Кульман приобрела старшую наставницу и покровительницу, наличие которой заставило искать с ней знакомства представителей высшего Петербургского общества. Судьбой юной скромной девушки заинтересовалась и стала оказывать ей благосклонность сама Императрица Елизавета Алексеевна, супруга Императора Александра I.
Наверное, дочь скромного чиновника ждало блестящее будущее, но в ноябре 1824 года во время печально знаменитого наводнения, описанного Пушкиным в поэме «Медный всадник», Елизавета Кульман сильно простудилась, а вскоре заболела чахоткой, которая, как известно погубила многих известных людей, а ещё больше безвестных.
Елизавета Кульман скончалась 19 ноября 1825 года, а 21 ноября была похоронена на Смоленском православном кладбище, поскольку её семья несмотря на немецкое происхождение исповедовала православие.
Вскоре после похорон императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елена Павловна лично обратились в мастерскую знаменитых итальянских скульпторов Трискони с просьбой изготовить достойное надгробие для могилы юной поэтессы.
Возглавлявший семейное предприятие Паоло Трискони работы, которого и сегодня можно увидеть в Петербурге и в Павловске поручил непосредственное исполнение проекта своему сыну Александро .
Молодой скульптор подошёл к делу со всей ответственностью и вскоре предоставил высочайшей заказчице проект надгробия.
Он предложил изготовить саркофаг из белого мрамора, усыпанный цветами, на котором возлежит фигура прекрасной девушки, подложившая левую руку под голову. Она вся погружена в свои мысли и кажется, сочиняет стихи, чистые и прекрасные, как её такая короткая, но такая замечательная жизнь.
Прямоугольный постамент украшен эпитафиями, на всех языках коими владела покойная.
В 30-е годы прошлого века прах Елизаветы Кульман вместе с памятником был перенесен в формировавшийся тогда Некрополь мастеров искусств. Ныне захоронение юной поэтессы находится в начале Композиторской дорожки. К сожалению, надгробие из белого итальянского мрамора сильно обветшало в нашем своеобразном климате. Так же имеются многочисленные утраты отнюдь не природного происхождения.
Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927)
Живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Ученик И. Е. Репина, которому помогал в создании полотна «Заседание Государственного Совета». Входил в общество «Мир искусства». Известен прежде всего, как автор живописных и акварельных работ на темы купеческого и крестьянского быта
портретов своих современников
и изображением пышных женских форм
Именно благодаря его работам в обиход наряду с «Рубенсовскими формами» вошло выражение «дама Кустодиевских форм».
После революции 1917 года Борис Михайлович достаточно тесно сотрудничает с новой властью. Известно, что он много работал над оформлением разного рода революционных торжеств и праздников, а также стал создателем монументального полотна «Большевик», ставшего одним из самых ярких образцов нового искусства.
Борис Михайлович был не только прекрасным художником и скульптором, но и человеком невероятного личного мужества. В течение многих лет он страдал от опухоли спинного мозга. Врачи поставили художника перед выбором сохранить подвижность рук или ног. Он выбрал руки и последние 10 лет жизни фактически провел в инвалидном кресле, не прекращая работу. Великий русский художник скончался 26 мая 1927 года. День его памяти практически совпадает с днем рожденья города, который он так любил
Изначально был похоронен на Никольском кладбище. В 1948 году прах художника был перенесен в Некрополь мастеров искусств. Памятник на могиле весьма необычен и нехарактерен для советской эпохи.
Надгробие представляет собой, так называемый голубец – деревянный резной столбик из мореного дуба с двускатным покрытием. В верхней части установлен накладной медный олонецкий восьмиконечный крест с Распятием.
В нижней части голубца накладная эмалированная табличка с надписью, выполненной по правилам дореволюционной орфографии
Академикъ Живописи Борись Михайловичъ Kycmoдieвъ. 1878-1927.
Авторами памятника стали Художник В.В. Воинов и мастер – резчик М. М. Трифонов
Кюи Цезарь Антонович (1835–1918)
Инженер-генерал, профессор фортификации. Известен также, как талантливый музыкант и композитор, входивший в творческое сообщество "Могучая кучка".
Родился в Вильно в семье Антона Леонардовича Кюи, бывшего офицера наполеоновской армии, получившего тяжелое ранение под Смоленском и после излечения решившего не возвращаться во Францию.
Поселившись в Вильно, он женился на Юлии Гуцевич, дочери известного архитектора и до конца жизни преподавал французский язык в местной гимназии.
Его сын Цезарь, проявлявший с раннего детства способности к музыке после окончания гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию, которую успешно окончил в 1857 году с производством в поручики.
Был оставлен при академии в качестве преподавателя и к 1875 году имел чин полковника.
После начала Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Цезарь Антонович Кюи находился на театре военных действий и лично курировал фортификационные работы по укреплению русских позиций под Константинополем.
После возвращения в Петербург был назначен адъюнкт-профессором одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской.
В 1880 году стал профессором, а в 1891 году — заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.
К началу 20-го века Цезарь Антонович Кюи был одним из самых авторитетных специалистов военно-инженерного дела не только в России, но и в Европе. В 1904 году был произведен в чин инженер-генерала.
Кроме занятий наукой он весьма преуспел и в музыке, которой увлекся в детстве, но никакого специального музыкального образования не имел и фактически был музыкантом и композитором самоучкой.
Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которого он стал в 1857 году.
Как композитор Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал около 20 опер, в том числе «Кавказский пленник», «Пир во время чумы» и «Капитанская дочка» на сюжеты произведений А. С. Пушкина и 300 романсов.
Мало кто знает, что именно Ц. А. Кюи стал одним из основоположников жанра детской оперы в России. Его произведения «Снежный богатырь», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» и сегодня с успехом идут не только в России, но и во всем мире.
Именно Кюи закончил незавершённые оперы своих друзей по «Могучей кучке»: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского.
Скончался замечательный композитор и инженер в марте 1918 года. Был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище рядом с женой Мальвиной Рафаиловной Кюи (1836-1899).
В 1936 году останки супругов вместе с надгробием, представляющим собой четырехконечный крест латинской формы на прямоугольном постаменте и цоколе серого полированного гранита были перенесены в Некрополь мастеров искусств.
На этом мои уважаемые читатели и подписчики моего канала позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи