Найти тему

Логопед и ортодонт: совместное решение одной проблемы

Оглавление

Что родители знают о работе логопеда? Учит делать гимнастику языка, показывает картинки, просит повторять звуки, слоги, слова… Но всегда ли этого достаточно для того, чтобы ваш ребенок стал правильно и красиво говорить? Отвечает Виктория Евгеньевна Черешнева, доцент ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук и практикующий логопед.

К логопеду от ортодонта

Нередко родители приходят к логопеду после консультации ребенка у врача ортодонта. Шли с вопросом о состоянии прикуса или росте зубов, а в ответ – информация о неправильном положении языка и инфантильном типе глотания. В рекомендациях услышали о необходимости носить ортодонтический аппарат, заниматься миогимнастикой и обратиться к логопеду.

Логопед при обследовании ребенка может отметить нарушение в движениях языка при жевании и глотании и неумение дышать носом. Всё это влияет на снижение разборчивости речи и на качество произношения звуков. А значит, необходимо привести положение языка в норму. Это решит две задачи: улучшится прикус и исправится звукопроизношение.

Фото: https://svetofor-stoma.ru/ortodontiya/drugie-sposoby-ortodonticheskogo-lecheniya/treynery
Фото: https://svetofor-stoma.ru/ortodontiya/drugie-sposoby-ortodonticheskogo-lecheniya/treynery

Как правильно располагается язык

В состоянии покоя, когда язык не участвует в жевании, глотании и речи, его кончик расположен за верхними передними зубами, в куполе нёба. Там, где мы произносим звук Н. Задняя часть языка касается мягкого нёба. При глотании кончик языка отталкивается от внутренней стороны верхних центральных резцов. Такое его положение и движения определяют правильный рост зубов, нормальное развитие прикуса и круговой мышцы рта (губ).

А как – неправильно?

Что же не понравилось ортодонту в языке вашего ребенка? Какое положение языка считается неправильным и на что это влияет?

Язык может лежать внизу. Может выдвинуться вперед и прокладываться между зубами и губами. Может быть оттянут назад, к мягкому нёбу.

Изменения в положении языка приводят к закреплению инфантильного глотания, развитию неправильного прикуса, нарушению носового дыхания, слуха, искажению произношения звуков речи. Да-да, не удивляйтесь!

Как решить проблему с положением языка?

  1. Ищем причину нарушения. Ортодонт и логопед вашего ребенка уже посмотрели. Теперь нужны консультации ортопеда, лора и невролога.
  2. Лечимся у ортодонта. Ортодонтическое лечение включает ношение специальных аппаратов: капп, вестибулярных пластинок, трейнеров. Они тренируют правильное положение и функцию языка, укрепляют мышцы губ.
Фото: https://millident.ru/detskie-trejnery/
Фото: https://millident.ru/detskie-trejnery/
Как средство лечения ортодонтический аппарат может назначить только врач! А вот логопед использует его как тренажер.

3. Занимаемся с логопедом. Занятия включают миогимнастику, упражнения на снятие мышечных зажимов органов артикуляции и дыхательную гимнастику. Миогимнастика – это комплекс упражнений, которые помогают языку занять нужное положение и формируют правильное глотание. Повышение подвижности языка и нормализация его движений улучшают качество звукопроизношения и повышают разборчивость речи.

Оценить результативность мероприятий вы можете через 3-4 месяца. Но не стоит надеяться только на специалистов. Эффективность ортодонтических и логопедических методов зависит не только от компетентности специалистов, но и от вашей включенности в процесс: надо выполнять домашние задания!

Интересно, как родителям заниматься с ребёнком логопедическими упражнениями дома? Расскажем в следующем материале на тему логопедии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить!

А пока, если интересно, можете узнать порядок действий, если кто-то из специалистов заподозрил у дошкольника или младшего школьника короткую уздечку языка.

В.Е. Черешнева, доцент ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук и практикующий логопед.
В.Е. Черешнева, доцент ИСОП МГПУ, кандидат педагогических наук и практикующий логопед.