У России, как известно, не было заморских колоний, но некоторые народы, отделённые от неё многими тысячами километров, сами просились под державную руку российских императоров, которых считали самыми лучшими в мире правителями.
Имидж России был исключительно положительным, в чём и убедилась в декабре 1878 года команда парусно-винтового клипера "Всадник", вставшего на ремонт в порту города Пенанг на побережье Малайзии.
4 декабря на борт клипера явились несколько богато одетых аборигенов. Гости объявили, что они посланцы султана территории Ачех с острова Суматра Алауддина Мухаммада Дауда Сайаха II, который поручил им дело государственной важности. Они рассказали, что народ ачехский и соседние с ним племена доведены до отчаянного положения в войне с голландцами. А потому решились ходатайствовать о принятии их под покровительство русской державы. При этом они заверяли, что если Белый царь отнесётся к сему ходатайству благосклонно, то вслед за Ачехом вся Суматра с радостью отдастся "под сень его высокой руки".
Выслушав эту просьбу, капитан 1 ранга Андрей Новосильский спросил: "Но если вам в самом деле пришлось уже так плохо, отчего же вы не обратились за протекторатом к англичанам? Они же к вам гораздо ближе, и вы их хорошо знаете".
"Конечно, мы их знаем! Англичане, быть может, и помогли бы нам, но они будут такие же, как и голландцы, если не хуже…. Ни к кому и ни под кого, только под руку русского императора! - заявили гости.
Новосильский передал просьбу султана в Петербург, но в то время Александр II не помышлял о заморских территориях. И история эта была предана забвению. Но...
Послание через десятилетия
Ровно через 20 лет, в 1898 году, в Пенанге пришвартовался эскадренный броненосец "Наварин", следовавший с Балтики на Дальний Восток. И вновь на борт российского корабля, которым командовал капитан 1 ранга Николай Йениш, пожаловали приближённые султана Алауддина Мухаммада Дауда Сайаха II с посланием своего правителя. И султан опять попросил покровительства России!
"Под протекторат России я желаю поступить потому, что мне известно хорошее отношение русского царя к своим подданным мусульманам", - писал владыка Ачеха.
При этом он опять ругал голландцев и англичан, которые хозяйничали на Суматре как у себя дома. Йениш составил докладную записку и вместе с султанским посланием отправил в Петербург. Просьба рассматривалась министром иностранных дел и морским министром России. Но, увы, вердикт и в этот раз был неутешительным.
"Предложение султана Ачехского не представляет особого интереса", - такова была резолюция на послании.
Не хотели конфликта с Голландией и Британией
Нет, интерес-то был. Остров Суматра - шестой по площади в мире, он богат нефтью, железом, углем, золотом, никелем, оловом. Плюс доброжелательное к россиянам многомиллионное население, но удалённость, сложная логистика и нежелание конфликтовать с Голландией и Британией, которые считали Ост-Индию своей вотчиной, не позволили России прирасти Суматрой. А неплохое предприятие могло получиться, если бы наши самодержцы решились бы взять под своё покровительство этот огромный остров.
Суматранская губерния... Звучит же!
Автор: Сергей Трофимов