«Если рядом поместить портреты Аджани и Добровольской и спросить себя, кто из них королева, неужто ответ не очевиден?» – написали мне в комментариях к статье «Море грязи и крови не делает кино историческим»… О фильмах «Королева Марго».
И мне сразу вспомнились персонажи «Властелина колец»:
И мелькнула мысль: «А ведь режиссёр «Властелина колец» смотрел фильм Патриса Шеро»…
Арагорн и Арвен – герои совершенно другие. Однако нельзя не заметить определённого внешнего сходства.
Только вот манеры у Арвен, как у настоящей принцессы. А не «просто красивой, сексапильной женщины с сильным, страстным характером».
Ну а о том, что фильм Патриса Шеро с Изабель Аджани во многом фэнтезийный, а не исторический, я уже писала.
А какой могла быть реальная королева Марго?
Вот опять мне пишут, что в российском сериале – никакая не Франция того времени, а в фильме Шеро – Франция. Потому что в нашем:
«Такие симпатичные, воспитанные люди, и вдруг такая резня».
Что сказать?
Менталитет дворян той эпохи хорошо передал Проспер Мериме в романе "Хроника времен Карла IX". Он не жил в ту эпоху. Но он был глубоким писателем и изучал ту эпоху по серьёзным источникам.
В романе Мериме есть такая графиня де Тюржи. Очень симпатичная, воспитанная, религиозная. Но в неверного мужа кинжал таки всадила. А потом виртуозно избавилась от несносного поклонника.
Мне она представляется, как дама на портрете ниже. Возможно, здесь изображена Мария Стюарт. А она была и по менталитету, и по крови француженкой (наполовину).
Можно ли назвать француженок той поры дамами с горячей кровью?
Я не думаю. Это не испанки, а "французские лилии".
У меня такие ассоциации при взгляде на их лица: «живой ум, шарм, щёгольские манеры, утончённость, изящество, игривость»…
Хотя страсти там, конечно, кипели. Как река у замка Шенонсо:) Грубо говоря - это не "испанские страсти". Но "периоды бурного половодья" случались.
Кстати. Тяга строить замки на воде тоже говорит о чём-то. Вода – неустойчивая субстанция. А французы – вечные фрондёры.
Маргарита Валуа тоже не была «устойчивой субстанцией». Но твёрдостью характера и огромной силой духа обладала.
Вот как Генрих Манн описывает её наутро после Варфоломеевской ночи:
«Но что это? Она выглядит так, словно ничего не произошло.
А был у нее такой вид потому, что она успела смыть немало крови и слез не только со своего лица, но и с тела и уж потом появилась здесь в серебристо-сизом и розовом наряде, подобном утренней заре, и в жемчугах, мерцающих на ее нежной атласной коже»….
Далее Генрих Манн подробно описывает, что пережила Марго в Варфоломеевскую ночь, как спасала людей и как её саму чуть не прирезали.
Читаешь, ужасаешься…
А затем поражаешься силе духа этой незаурядной женщины.
И веришь, что она, действительно, появилась наутро при полном параде.
Потому что она – королева! Не принцесса из дома Валуа, как была недавно, а королева Наварры. И именно сейчас это было нужно подчеркнуть. Вот в такой трагический момент.
Кстати, а что отличает людей, сильных духом?
На мой взгляд – высокое самообладание, способность держать трезвую голову на плечах в любой ситуации. И ещё – здоровый цинизм.
Эти качества мне видятся в чертах Марго Валуа на ее портретах. Ну и образованность, шарм, утончённость, игривость…
В фильме Шеро я этого не вижу. Королева хороша, да не та.
В самом начале фильма у неё какие-то испанские манеры. А потом это резко слетает, и манеры становятся "трактирными".
Наш сериал «Королева Марго» я вовсе не считаю шедевром.
Но он всё же неплох. И сыграть королеву Марго лучше, чем смогла Добровольская, мало кто сумел бы.
И она похожа на Марго и других молодых француженок той поры. Не только по внешности. Есть и в выражении лица что-то общее, в манерах.
Вот на этом кадре Добровольская похожа на королеву Марго в коричнево-жёлтом платье.
А ещё – на портрет грустной знатной француженки.
Дама на этом портрете не улыбается немного лукаво, а выглядит так, будто потеряла любовника в одной из Религиозных войн. Или даже - в ту самую трижды проклятую Варфоломеевскую ночь:
А вот здесь Добровольская похожа на другой портрет Марго Валуа. Не причёской и платьем, а взглядом и выражением лица.
Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?
«Три орешка для Золушки». Платья и головные уборы королевы.
«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.
Роскошные воротники в фильме «Собака на сене» и на портретах.