Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Настоящая и ненастоящая королева»… Ещё раз о кино по роману «Королева Марго»

«Если рядом поместить портреты Аджани и Добровольской и спросить себя, кто из них королева, неужто ответ не очевиден?» – написали мне в комментариях к статье «Море грязи и крови не делает кино историческим»… О фильмах «Королева Марго».

И мне сразу вспомнились персонажи «Властелина колец»:

«Властелин колец». Арагорн и Арвен.
«Властелин колец». Арагорн и Арвен.

И мелькнула мысль: «А ведь режиссёр «Властелина колец» смотрел фильм Патриса Шеро»…

Арагорн и Арвен – герои совершенно другие. Однако нельзя не заметить определённого внешнего сходства.

Только вот манеры у Арвен, как у настоящей принцессы. А не «просто красивой, сексапильной женщины с сильным, страстным характером».

Ну а о том, что фильм Патриса Шеро с Изабель Аджани во многом фэнтезийный, а не исторический, я уже писала.

Кадр из фильма «Королева Марго». Франция, 1994 год. Марго в фэнтезийном образе.
Кадр из фильма «Королева Марго». Франция, 1994 год. Марго в фэнтезийном образе.
Кадр из фильма «Королева Марго». Франция, 1994 год. Ла Моль в фэнтезийном образе.
Кадр из фильма «Королева Марго». Франция, 1994 год. Ла Моль в фэнтезийном образе.

А какой могла быть реальная королева Марго?

Вот опять мне пишут, что в российском сериале – никакая не Франция того времени, а в фильме Шеро – Франция. Потому что в нашем:

«Такие симпатичные, воспитанные люди, и вдруг такая резня».

Франсуа Клуэ. Маргарита Валуа перед свадьбой в 1572 году.
Франсуа Клуэ. Маргарита Валуа перед свадьбой в 1572 году.

Что сказать?

Менталитет дворян той эпохи хорошо передал Проспер Мериме в романе "Хроника времен Карла IX". Он не жил в ту эпоху. Но он был глубоким писателем и изучал ту эпоху по серьёзным источникам.

В романе Мериме есть такая графиня де Тюржи. Очень симпатичная, воспитанная, религиозная. Но в неверного мужа кинжал таки всадила. А потом виртуозно избавилась от несносного поклонника.

Мне она представляется, как дама на портрете ниже. Возможно, здесь изображена Мария Стюарт. А она была и по менталитету, и по крови француженкой (наполовину).

Женский портрет, середина 16 века. Предположительно – Мария Стюарт.
Женский портрет, середина 16 века. Предположительно – Мария Стюарт.

Можно ли назвать француженок той поры дамами с горячей кровью?

Я не думаю. Это не испанки, а "французские лилии".

У меня такие ассоциации при взгляде на их лица: «живой ум, шарм, щёгольские манеры, утончённость, изящество, игривость»…

Хотя страсти там, конечно, кипели. Как река у замка Шенонсо:) Грубо говоря - это не "испанские страсти". Но "периоды бурного половодья" случались.

Кстати. Тяга строить замки на воде тоже говорит о чём-то. Вода – неустойчивая субстанция. А французы – вечные фрондёры.

Фрейлина Екатерины Медичи Шарлотта де Бон-Самблансе - любовница Генриха Наваррского.
Фрейлина Екатерины Медичи Шарлотта де Бон-Самблансе - любовница Генриха Наваррского.
Франсуаза де Брезе, графиня де Молеврьер, Дочь Дианы Пуатье. Картина Франсуа Клуэ.
Франсуаза де Брезе, графиня де Молеврьер, Дочь Дианы Пуатье. Картина Франсуа Клуэ.
Шарлотта де Руае, графиня де Ларошфуко, 1560-е.
Шарлотта де Руае, графиня де Ларошфуко, 1560-е.

Маргарита Валуа тоже не была «устойчивой субстанцией». Но твёрдостью характера и огромной силой духа обладала.

Вот как Генрих Манн описывает её наутро после Варфоломеевской ночи:

«Но что это? Она выглядит так, словно ничего не произошло.

А был у нее такой вид потому, что она успела смыть немало крови и слез не только со своего лица, но и с тела и уж потом появилась здесь в серебристо-сизом и розовом наряде, подобном утренней заре, и в жемчугах, мерцающих на ее нежной атласной коже»….

Портрет Маргариты Наваррской. Написан предположительно в 1572 году.
Портрет Маргариты Наваррской. Написан предположительно в 1572 году.

Далее Генрих Манн подробно описывает, что пережила Марго в Варфоломеевскую ночь, как спасала людей и как её саму чуть не прирезали.

Читаешь, ужасаешься…

А затем поражаешься силе духа этой незаурядной женщины.

И веришь, что она, действительно, появилась наутро при полном параде.

Потому что она – королева! Не принцесса из дома Валуа, как была недавно, а королева Наварры. И именно сейчас это было нужно подчеркнуть. Вот в такой трагический момент.

Портрет Маргариты Наваррской. Написан, вероятно, спустя некоторое время после событий Варфоломеевской ночи.
Портрет Маргариты Наваррской. Написан, вероятно, спустя некоторое время после событий Варфоломеевской ночи.

Кстати, а что отличает людей, сильных духом?

На мой взгляд – высокое самообладание, способность держать трезвую голову на плечах в любой ситуации. И ещё – здоровый цинизм.

Эти качества мне видятся в чертах Марго Валуа на ее портретах. Ну и образованность, шарм, утончённость, игривость…

В фильме Шеро я этого не вижу. Королева хороша, да не та.

В самом начале фильма у неё какие-то испанские манеры. А потом это резко слетает, и манеры становятся "трактирными".

Кадр из фильма «Королева Марго». Франция, 1994 год.
Кадр из фильма «Королева Марго». Франция, 1994 год.

Наш сериал «Королева Марго» я вовсе не считаю шедевром.

Но он всё же неплох. И сыграть королеву Марго лучше, чем смогла Добровольская, мало кто сумел бы.

И она похожа на Марго и других молодых француженок той поры. Не только по внешности. Есть и в выражении лица что-то общее, в манерах.

Вот на этом кадре Добровольская похожа на королеву Марго в коричнево-жёлтом платье.

А ещё – на портрет грустной знатной француженки.

Кадр из сериала «Королева Марго». Россия, 1994-1995 годы.
Кадр из сериала «Королева Марго». Россия, 1994-1995 годы.

Дама на этом портрете не улыбается немного лукаво, а выглядит так, будто потеряла любовника в одной из Религиозных войн. Или даже - в ту самую трижды проклятую Варфоломеевскую ночь:

Женский портрет. Франсуа Клуэ или кто-то из его последователей.
Женский портрет. Франсуа Клуэ или кто-то из его последователей.

А вот здесь Добровольская похожа на другой портрет Марго Валуа. Не причёской и платьем, а взглядом и выражением лица.

Кадр из сериала «Королева Марго». Россия, 1994-1995 годы.
Кадр из сериала «Королева Марго». Россия, 1994-1995 годы.
Франсуа Клуэ. Марго Валуа, королева Наваррская.
Франсуа Клуэ. Марго Валуа, королева Наваррская.

Гульфики и узкие штаны… Была ли мужская мода Италии 15 – 16 веков самой откровенной?

«Три орешка для Золушки». Платья и головные уборы королевы.

«Само совершенство»… Длинноволосые красавцы начала эпохи Возрождения.

Роскошные воротники в фильме «Собака на сене» и на портретах.