Найти тему
Obretu

Отношение к работе и поведение на рабочем месте разных поколений

Оглавление

Хотел поговорить про взрослых, которые ведут себя как дети. Сейчас наступил тот самый период, когда представили Z-поколения (все те, кто родились примерно с 1997 по 2012 г) пытаются найти свое место в жизни и работу своей мечты. Все это заставляет меня задуматься о том, что кадровые проблемы неизбежны.

Я родился в 1993 г, т.е. являются представителем Y-поколения (все те, кто родились с 1981 по 1996 г.). Не для кого в РФ не будет секретом то, что в 90е было сложно, поэтому там демографический провал. Раньше я бы даже не задумался о том, что я когда-то как какой-то старик начну рассуждать о разнице мышления и подхода к жизни разных поколений.

Я и раньше замечал то, что представители X-поколения (рожденные с 1965 по 1980 г.) отличились мышлением от моей возрастной группы. Например, люди "X" не брезговали работой, часто были готовы выполнять достаточно нелегкую работу, если за нее была относительно рыночная оплата. Люди "Y", как мне кажется, сформировали свое мышление в пик развития технологий и понимали то, что офисная работа может предоставить гораздо больше, если там суметь пробиться куда-то повыше. Я не могу сказать то, что все представители моего поколения какие-то выдающие и творческие, но многие точно хотели бы работать в банке на какой-то позиции менеджера высшего звена. Нет, старшее поколение тоже не были бы против повышения, но подход к карьере у них был более поэтапный, они не бегали с места на место и, как правило, предпочитали работать там, где все стабильно.

Подход к работе с информацией у разных поколений

Вынужден отметить то, что поколение Y любит слушать относительно длинные подкасты, но не любит читать большие тексты, любит общаться между собой, но часто дистанционно. Старшее поколение чаще предпочитает читать книги, лучше умеет работать с бумажными форматами, любит собираться для общения в живую.

Представители Z-поколения выросли на тик-токе и коротком контенте. Это накладывает свой отпечаток, т.к. точно ощущается то, что таким людям сложнее концентрироваться на какой-то объемной информации и формировать свое личное мнение, используя информацию сразу из нескольких источников.

-2

В целом, все люди грешат потреблением готового чужого мнения. Например, мы все переодически читаем и смотрим блогеров, которые делятся своей позицией по каким-нибудь вопросам. Многие люди не формируют свое собственное мнение, ибо гораздо проще послушать чужое мнение и выбрать готовую предложенную позицию. Все это значительно отягощается популярностью короткого контента, который точно не может дать за минут (чаще даже меньше) какую-либо полноценную информацию для размышления. Если полистать шортсы, то можно заметить то, что они всегда содержат безальтернативную позицию автора по вопросу видео, либо носят чисто развлекательный характер.

Я уважаю представителей всех поколений и не имею ничего против короткого контента, но все же стал замечать то, что это очень отражается на рабочих процессах. Например, представители Z-поколения активно используют возможности ИИ. Это здорово, но часто ИИ не может предоставить готовое решение, а они упорно пытаются найти ответ именно через умные чаты, хотя, было бы гораздо эффективнее найти статью или открыть документацию.

Скорее всего, главная проблема именно в том, что им слишком непривычно работать с большими материалами в тех случаях, когда нет указания на то, где конкретно искать ответ на вопрос. Они часто уверены в том, что должен быть какой-то простой путь.

Отношение к работе и карьере

Я был очень сильно удивлен, когда заметил то, что Z-поколение c большей вероятностью выберет то рабочее место, которое предоставим им больше свободы и возможность работать дистанционно, даже если уровень оплаты труда там будет ниже. Это поколение не держится за рабочее место, если там ущемляют их свободу работать именно так, как хочется им и с максимально возможным комфортом.

В этом нет ничего плохого, но все же нужно отметить то, что любая работа ограничивает свободу, клиенты часто бывают требовательными, задачи часто не имеют готовых решений.

При всем этом, если сравнивать X, Y и Z, то представители младшего поколения достаточно требовательные клиенты, которые часто не готовы на компромисс. Старшее поколение наименее требовательно и намного чаще готовы на компромис, если это поможет сэкономить.

Еще забавно то, что вопреки ожиданиям, самыми продвинутыми в плане использования различных современных сложных технологий являются представили Y-поколения.

Со старшим поколением все понятно, т.к. у многих не было в детстве ПК а интернет застал их врасплох и они были вынуждены всем этим пользовать, т.к. даже оплата коммунальных услуг и запись в различные государственные органы на прием перешла в сеть.

Младшее поколение, как правило, в курсе новых инструментов и умеют хорошо ими пользоваться, но при этом им достаточно сложно даются сложные интерфейсы. Они часто не читают инструкции, поэтому интерфейс с сотнями кнопок дается им не сразу.

Среднее поколение лучше ориентируется в таких интерфейсах. В целом, это весьма понятно, т.к. они росли на сайтах, которые выглядели как непродуманные форумы и для поиска нужной информации нужно было постараться.

Все современные приложения значительно прокачали интерфейсы. Как правило, в них много функций, но все они доступны последовательно и все начинается с одной кнопки. Беда тут в том, что бизнес-инструменты меняются медленно, поэтому многий софт, который сегодня активно используют компании все еще напоминает те форумы с тысячи веток, где все максимально запутано.

Я могу быть уверенным в этом, т.к. сам работаю в IT и обрабатываю сотни обращений от клиентов самого разного возраста каждый день.

При всем этом, как правило, я часто замечал то, что именно младшее поколение весьма болезненно реагирует на ситуации, когда у них что-то не получается сделать.

Подход старшего поколения можно описать следующей фразой:

"Здравствуйте. У меня не получается сделать это. Помогите мне сделать правильно."

Хорошо воспринимают инструкции с описанием последовательности действий текстом, которые дополнены картинками. Либо любят решать свои вопросы методом телефонного общения.

Подход младшего поколения:

"Здравствуйте. У вас сделано ужасно непонятно, у меня не получается из-за этого сделать."

При этом, как правило, Z-поколение не конфликтное и весьма терпимо относится к ошибкам, если они исправляются. Предпочитают делать что-то исключительно по видео-инструкциям. Оптимально предоставить короткое видео, которое будет отвечать на конкретный вопрос.

Для меня было забавно заметить то, что Y-поколение менее всех терпимы к ошибкам и могут быть достаточно скандальными. Не любят общаться по телефону, предпочитают переписку в режиме реального времени с быстрыми ответами от специалистов. Оптимально предоставить полное видео, которое будет отвечать на конкретный и смежные вопросы.

Я уверен в том, что в будущем именно Z-поколения начнут менять закостенелые бизнес-приложения так, чтобы им самим стало максимально удобно с ними работать.

Я не описал в данной статье все отличия, т.к. их достаточно много и, скорее всего, многое зависит от сферы. Буду очень благодарен, если вы уделите немного времени и дополните статью своими наблюдениями в комментариях.

В заключении хочу отметить то, что в любом случае будущее будут строить те, кто сейчас еще даже не задумывается о работе в силу своего возраста, поэтому мы увидим много изменений. Мы застали прекрасное время, когда бурно развивались технологии и все поколения временами были и будут вынуждены вместе работать в этом быстро меняющемся мире.