Найти в Дзене
Гарвекс Медиа

Электрические грузовики: уместны ли они на российских дорогах?

Оглавление
Развитие рынка электромобилей в последние несколько лет всё чаще напоминает о себе перспективными новостями. Чего, отнюдь, не скажешь про электрические грузовики, количество которых в стране с 49 штук (не тысяч!) в 2022 году выросло до 150 единиц к концу прошлого года. В чём здесь дело — с удовольствием порассуждаем в нашей очередной статье.

Обзор отечественного рынка

В России сегодня можно встретить несколько моделей отечественных электрогрузовиков.

В особой экономической зоне «Технополис Москва» налажено производство электрических грузовых машин на базе «УАЗ-Профи» с грузоподъёмностью до 3,5 тонн. При этом они могут развивать скорость до 120 км/ч, а одного заряда батареи хватит на 300 км.

Российский завод «Автотор» анонсировал грузовик Brock 75 со сходными параметрами, как у машины на базе «УАЗ-Профи», а также Brock 160 (на базе Foton’a) с грузоподъёмностью шасси более 9 тонн, батареей 250 кВт/ч и двигателем в 160 кВт. Есть модификация — рефрижератор для перевозки замороженных продуктов, которая на одном заряде может проехать до 300 км.

«Почта России» в логистическом центре «Внуково-2» для перевозки посылок запустила электрогрузовик от российской компании «ЭвоКарго». Он оснащён системой автопилота, имеет грузоподъёмность в 2 тонны и может проехать 200 км на одном заряде.

Многообещающая новинка с ПМЭФ

На Петербургском международном экономическом форуме в числе прочих новинок можно было увидеть электрический грузовик EVM PRO от компании с чисто российским названием (прим. редакции) — «Электромобили Мануфэкчуринг рус». Примечательно, что, как уверяют производители, авто собрано почти без иностранных компонентов.

По заявлениям руководства предприятия за время форума «уже подписаны твёрдые контракты на более чем 100 машин», которые уже произведены и должны увидеть своих владельцев до конца лета. Получается, что показатели позапрошлого года уже увеличены в два раза только одним производителем. Если же компания осуществит свои планы и запустит в сентябре в особой экономической зоне «Технополис Москва» серийное производство, то можно ожидать несколько сотен новых электрогрузовиков уже в этом году.

Что касается технических характеристик, то EVM PRO оснащён двигателем мощностью от 50 до 200 кВт весом около 50 кг и с аккумуляторами в 550 кг, чтобы обеспечить достаточный запас хода.

Предполагается, что стоимость одного авто составит около 4 млн, но при получении субсидии цена снизится примерно до 3,4 млн рублей.

Также стоит упомянуть, что по последней информации у нижегородского проекта Nemo появились заказы почти на 200 электротраков Brock 160. Так что с уверенностью можно сказать, что количество электрогрузовиков в этом году точно будет в несколько раз больше предыдущего, и, возможно, получится достичь прогнозируемых показателей в 1000 единиц уже к концу этого года.

ФАКТ: По субсидии Минпромторга России скидка на электрокары может составить до 35%, но максимум 925 000 ₽ на один автомобиль. Воспользоваться субсидией могут все предприятия РФ, количество договоров неограниченно.

Где к месту?

Чаще всего электрогрузовики используют столичные компании из-за наиболее развитой инфраструктуры на территории. Такие грузовики вообще наиболее удобны для локальных перевозок, примером может служить опыт использования их «Почтой России». Электрогрузовики, особенно малой тоннажности, сейчас наиболее эффективны в доставке товаров по городу и для коммунальных нужд.

На электробольшегрузе — пока — далеко не уедешь. А огромная территория нашей страны ещё долго не позволит быстро создать необходимую инфраструктуру для электромобилей, которые к тому же технически сложнее, чем их предшественники, а потому и требуют другого уровня организации их обслуживания. Массовые междугородние и межрегиональные логистические перевозки, вероятно, станут возможны не ранее, чем через несколько лет.

Перспективы

Использование электромобилей в грузоперевозках активно развивается в США и Евросоюзе, где создана обширная инфраструктура для их зарядки и обслуживания. Россия, как известно, идёт своим путем, и сравнивать её с западными странами не имеет смысла, только отметим, что иностранный опыт мы конечно тоже освоим, но в своем темпе.

Есть мнение, что распространение электрогрузовиков будет происходить по аналогии с электробусами, которые стали популярными в регионах после того, как Москва резко перешла на электрокары.

Робот-доставщик в футуристической среде (создано ИИ)
Робот-доставщик в футуристической среде (создано ИИ)

Положительные моменты

  • от 10% до 35% экономия на топливе;
  • в 4 раза выше, чем у ДВС, ресурс двигателя;
  • реже необходимо сервисное обслуживание (каждые 30 тыс. км);
  • экологичность;
  • низкий шум при работе автомобиля;
  • перспектива полностью автономной работы;
  • большое техническое оснащение снижает риск мошенничества со стороны водителей и создаёт широкое поле деятельности для аналитиков логистической отрасли с целью минимизации затрат.
Фото из интернета
Фото из интернета

Ограничивающие факторы

  • главный на данный момент — это отсутствие глобальной инфраструктуры, даже при всём желании не все территории России имеют возможность использовать этот современный транспорт;
  • большой вес батареи;
  • ненадёжная работа аккумуляторов при низких температурах, а суровый климат у нас — на большей части России;
  • стартовая стоимость в среднем на 30% дороже, чем аналог с ДВС, но это нивелируется в процессе эксплуатации за 2-3 года;
  • аккумуляторы со временем теряют свою ёмкость, что в будущем требует затрат на их замену.

Если даже в прошлом году плюсы и минусы имели равное значение и сделать выбор в пользу электрогрузовиков было сделать сложно, то теперь перевес очевиден, с учётом развития отрасли в целом.

Стоит ли идти в дальнобойщики?

Конечно, да. Работы хватит ещё как минимум на одно поколение, а потом, может, уже будут преобладать беспилотные грузовики (кстати, мы недавно затрагивали эту тему — обязательно прочтите).

-5

Сейчас в сфере логистики острая нехватка водителей. Аналитики утверждают, что это связано с тяжёлыми условиями труда и отсутствием перспектив. Согласно данным Росстата, в 2023 году в России насчитывалось около 1,5 млн водителей грузового транспорта. Из них около 30% работают в условиях, не соответствующих нормам охраны труда (на наш взгляд, каждый второй). Средняя заработная плата водителя составляет около 50 тысяч рублей в месяц.

По итогам 2023 года дефицит профессиональных водителей грузового транспорта в стране достиг почти полумиллиона человек! Для сравнения: нехватка водителей большегрузов в среднем по Европе составляет 7% или 233 тысячи человек.

Дефицит водителей — это не просто отсутствие у человека водительского удостоверения соответствующей категории. В стране не хватает профессиональных водителей, которые знают международные конвенции, умеют работать с коммерческими транспортными и таможенными документами.

Кроме кадрового голода остро ощущается проблема старения профессиональных водителей. Аналитики подсчитали, что из общего числа дальнобойщиков более 30% — люди старше 55 лет. При этом молодых водителей до 25 лет в стране всего 4-5%.

И если в ближайшие годы справиться с проблемой не удастся, то к 2028 году дефицит водителей грузового транспорта увеличится более чем в 2 раза, — уверены эксперты.

-6

Одни расходы

Ещё и расходы водителей в рейсе с начала года выросли на 10%! Чтобы избежать обострения дефицита водителей категории «СЕ» и нехватки грузовых транспортных средств, необходимо повысить предельный размер необлагаемых налогами и сборами «суточных» до 1500 рублей, уверен руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов («АвтоГрузЭкс») Вадим Филатов. Именно столько в среднем сейчас перевозчики выплачивают своим сотрудникам в рейсе.

«В первом квартале 2024 года расходы водителей в рейсах увеличились в среднем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост связан с продуктовой инфляцией, увеличением стоимости суточного проживания в гостиницах и услуг дорожных сервисов в местах для отдыха водителей», — пояснил эксперт.

Вместе с тем, с 1 января 2024 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие предельный размер суточных в размере 700 рублей. Превышая этот лимит, компании уплачивают налоги и страховые взносы, которыми ранее «суточные» не облагались. Поэтому сейчас порядка 53% от фактических затрат на эти выплаты облагается дополнительными сборами, что уже привело к существенному увеличению расходов перевозчиков на налоговые и страховые взносы.

Если рост издержек продолжится, это может привести к снижению среднего размера суточных для шофёров, а это — ограничит их в уровне комфорта условий труда. Как следствие, водители будут ещё стремительнее покидать профессию. Учитывая то, что дефицит водителей категории «СЕ» уже увеличился с 21% до 25% и продолжает расти...