"Раз есть домашние хозяйки, должны быть дикие" (с) К сегодняшнему посту эту шутку хочется переделать так: раз были реальные училища, должны быть и нереальные?
Откуда взялись реальные училища? В период бурного развития буржуазных отношений в Европе систему общего среднего образования, где (в отличие от классического) отсутствует преподавание древних языков и главное внимание уделяется изучению основ естественных наук и новых языков, стали называть реальным образованием.
Эту идею поддерживали Я. А. Коменский и французские просветители-материалисты. Реальные учебные заведения появились в начале 17 в. Одним из первых в 1701 г. стала Навигацкая школа в Москве. Само название «реальная школа» (Realschule) предложил Х. Земмлер, основавший в 1706 г. Математическую и механическую реальную школу в Галле.
Реальные гимназии отличались от классических в первую очередь тем, что преследовали иные воспитательные и образовательные цели. В них юноши специально готовились к поступлению в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения.
В России в 1866 г. министром народного просвещения был назначен граф Д. А. Толстой, который вообще относился враждебно к реальным гимназиям. Он считал, что у молодежи воспитывается исключительно материалистическое мировоззрение, а это приводит к революционным взглядам! И вскоре в России остались только классические гимназии. Реальные же были превращены в реальные училища, то есть их статус существенно понизили — они стали неполноправными (в сравнении с гимназиями) средними учебными заведениями. Выражалось это прежде всего в том, что их выпускники не могли поступать в университеты.
Реальные училища содержались в основном на местные средства, от земств и благотворителей (гимназии в большей степени получали деньги из казны). При училищах обычно существовали попечительства, состоящие из почетного попечителя, городского головы, директора училища и выборных членов от земства, купеческого и городского обществ. В обязанности им вменялись «заботы по составлению коллекций местных материалов и продуктов; по доставлению ученикам возможности посещать заводы, фабрики, фермы, вообще совершать экскурсии; по изысканию средств к устройству помещения и улучшению преподавания». Так как обучение оставалось платным, для особо одаренных, но неимущих учеников попечительства выдавали специальные стипендии, оплачивали пособия и т. д.
В целом же социальный состав учащихся реальных училищ был достаточно пестрым: основной контингент составляли дети городских сословий, то есть купцов и мещан, далее шли дети дворян и чиновников. С начала двадцатого века много стало и детей сельских сословий.
Реальные училища возникали, как правило, в тех городах, где существовала достаточно развитая промышленность, причем инициаторами их создания были сами промышленники и предприниматели. Учебные программы тоже составляли с учетом интересов торговли и промышленности.
Предусматривалось параллельное преподавание общеобразовательных и специальных дисциплин: четыре низших класса давали общее образование, пятый и шестой классы — специальное. С пятого класса обучение шло по двум направлениям: основному и коммерческому. С конца 70‑х стали организовывать седьмые дополнительные классы, имевшие по три отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное. Это давало возможность ученикам сразу после окончания училища приступать к практической деятельности. Выпускники общего отделения обычно поступали в высшее техническое училище, а выпускники технического отделения — сразу на службу.
В Нижнем Новгороде первое реальное училище открылось летом 1877 г. в доме Губина по улице Большой Покровской, № 59. Инициатором выступил директор Нижегородской губернской гимназии К. И. Садоков. А в 1885 г. было открыто специальное здание, построенное на земельном участке, купленном у купца А. П. Вяхирева на углу Большой Покровской улицы и Мышкина переулка. Средства на его содержание выделяли местные предприниматели У.С. Курбатов, М.И. Шипов, династии Блиновых и Башкировых.
В городе остро не хватало инженерно-технических кадров. На обучение отводилось четыре года, в течение которых здесь преподавали физику, механику, историю, философию и литературу.
К 1913 г. в России было 276 реальных училищ (их посещали примерно 17 тыс. человек — треть всех учащихся мужских средних образовательных учреждений). После 1917 г. реальные училища как тип учебного заведения ликвидировали. В 1918 г. нижегородское училище было закрыто, а здание передано вновь образованному Нижегородскому государственному университету.