С одной стороны, лето для школьников - время отдыха. Отдых всем нам необходим. Но с другой - вспомните себя, свой класс, после летних каникул. Вот как лично вы возвращались в школу? Знания улетучивались. Материал приходилось повторять. Я знаю - сам таким был. А хотелось бы, приходить в школу так, чтобы на уроке всё понимать и справляться с заданиями. А ещё, чтобы учителя в пример ставили.
Так надо ли заниматься летом? Если да, то сколько?
Дать простой и односложный ответ на этот вопрос, не получится. Зависит от ряда факторов. Об этом и расскажу.
Сперва честно ответьте себе, устраивает ли вас успеваемость ребёнка? Нет ли у него желания ускориться? Только тут важно иметь в виду, что оценки в школе не всегда объективны.
Увы, но я встречал ситуации, когда вроде стояла четвёрка, но при этом оказывалось, что ученик в одиннадцатом классе не помнил формулы решения квадратных уравнений, не умел решать несложные задачи на проценты, и не помнил формул площадей фигур. В виде вишенки на торт - некоторые кадры не знали теоремы Пифагора.
Поэтому, чтобы делать корректные выводы об успеваемости важна независимая оценка. Не спорю, честные учителя, которые ставят объективные оценки, есть. Но это тот вопрос, где лучше перебдеть, чем недобдеть.
Если уровень знаний низкий, то, поверьте, лето - самое время наверстать упущенное. Ведь если этого не сделать, то пробелы продолжат расти как снежный ком.
Насколько ученик проседает за лето?
Условно можно сказать, что у человека есть два вида памяти - краткосрочная и долгосрочная. Есть люди, которым относительно легко запомнить новую информацию, но долго удерживать её в памяти проблематично. Бывает, когда наоборот.
Если ваш ребёнок относится к первому типу, и он не будет долго закреплять материал, он рискует забыть слишком много. Если это ваш случай - ему просто жизненно необходимо заниматься учёбой летом, хотя бы немного.
Важно помнить, что осень - старт нового учебного года. А в учёбе как в спорте. Только в спорте старт задаёт настрой на все соревнования, а в учёбе сентябрь задаёт настрой на грядущий учебный год. Тем, кто летом повторял материал, в начале учебного года будет легче. И настрой на год у них будет лучше.
Если ребёнок амбициозный
Лето - возможность выйти вперёд. Работать, пока другие расслабляются. Тренироваться, пока другие бездельничают. Но даже не это главное.
Главное - занятия летом, помогут выработать привычку победителей. Привычку готовиться ко всему заранее, брать на себя ответственность, не пускать дело на самотёк. И это касается не только учёбы. Но именно с учёбы начинается эта замечательная привычка - воспитание в себе дисциплины. С неё формируется и будущее отношение к жизни, и образ жизни, и сама жизнь.
“Тяжело в учении легко в бою” - говорил Суворов. Эта фраза не потеряла своей актуальности до сих пор.
Я описал три случая, в которых занятия летом были необходимы. Тем не менее, заниматься летом будет полезно и остальным. Отдых тоже необходим. И вряд ли летом стоит заниматься столько же, сколько и в школьное время.
Теперь касаемо отдыха. Прежде всего, важно его качество. Важна активность, спорт, занятия хобби. Общение с друзьями. А вот сидеть как жалкий червяк дома днями напролёт, уткнувшись лицом в экран - телефона или компьютера - явно не лучший отдых. И чем таким образом якобы отдыхать, пусть лучше уж такие дети занимаются учёбой. Или чем-нибудь полезным.
Вообще, зацикленность на компьютерных играх может быть признаком психических расстройств. Депрессии, например. Поэтому, если ситуация с этими играми выходит из под контроля, и разговоры не помогают, имеет смысл сводить ребенка к психологу. А если всё совсем плохо - к психиатру. Ведь что может быть противнее, чем не работать, не отдыхать и неё жить вообще, а висеть в виртуальной, а значит, несуществующей реальности? Мерзкое чувство. Оставляет пустоту внутри.
Итак, настала пора ответить на вопрос - стоит ли родителям заставлять своих детей учиться летом?
Заставлять - крайняя мера. Без особой на то необходимости заставлять не стоит. Заставлять можно только в крайнем случае, если иначе совсем никак. Например, если днями и ночами сидит за компьютером, как червяк, помочь могут, как правило, только угрозы и наказания. В тяжелых случаях - только врач-психиатр.
Но до этого лучше ситуацию не доводить. На мой взгляд, компьютерная зависимость - полноценная наркомания. И общаться с зависимыми от компьютера стоит как с наркоманами - верить нельзя, контролировать, относиться как к психически неполноценным людям.
Но хватит о печальном. Намного лучше, когда есть возможность убедить ребёнка заниматься. В этом случае он и заниматься будет охотнее, и результат при прочих равных условиях будет значительно лучше. Я всегда с большим уважением отношусь к тем, кто занимается летом. Не столько из-за самих занятий, сколько из-за того, что они берут на себя ответственность. Берите ответственность на себя и вы:-)