Автор: Вячеслав Филиппов
Военные Соединенных Штатов Америки заявили, что российский самолет А-50 над Азовским морем якобы был сбит системой ЗРК Patriot. Какие подробности известны?
Что сказали в США
Помощник начальника штаба 10-й армии ВС США Розанна Клементе, выступая на конференции Fires Symposium 2024, заявила, что российские самолеты А-50У, Ил-76, Су-34 и Су-35, якобы сбитые в воздушном пространстве над РФ, были поражены переданным ВСУ американским зенитным ракетным комплексом Patriot.
Полковник также отметила, что расчеты Patriot проходили подготовку иностранными инструкторами на территории Германии. По ее словам, украинских бойцов готовили для дальнейшего включения западных систем в противовоздушную оборону Киева, но после обучения командование ВСУ приняло решение отправить их в Харьковскую область.
«Мы понимаем, что дали ВСУ батальон IRIS-T или батальон Patriot, и какие возможности они предоставляют. Взгляните на то, как они их используют. Ими была организована воздушная засада, и они смогли сделать это с нашими мобильными системами Patriot. Ее возможности позволили экипажу поразить российский самолет А-50У, который был сбит в январе. Во время одной из таких засад у российской границы также были сбиты несколько российских истребителей Су-27», — сказала Клементе.
Известно, что некоторые из ЗРК, поставленные Германией, перемещаются вдоль линии фронта, другие развернуты для защиты стационарных объектов.
Управлением и применением ЗРК этого типа занимаются военнослужащие 96-й зенитной ракетной бригады ВСУ. На вооружении этого формирования, помимо ЗРК Patriot, находятся комплексы ПВО NASAMS и IRIS-T и большое количество советских зенитных комплексов — С-300 и С-125.
Напомним, что операция по доставке ЗРК Patriot на Украину началась в январе прошлого года. Боевое дежурство в Киеве американские ЗРК начали нести в конце апреля 2023 года. По словам Клементе, 4 мая в 02:30 была перехвачена первая баллистическая ракета. Она раскрыла еще некоторые подробности того, что сейчас на вооружении Украины.
«Вероятно, есть батальон Patriot. Некоторые из этих систем ПВО применяются для защиты объектов критической инфраструктуры, иные же перемещаются и делают действительно такие вещи, которые попадут в историю», — с гордостью сообщила полковник.
Минобороны РФ информацию от Клементе никак не комментировало.
Глава комитета Государственной думы по обороне Андрей Картаполов 10 июня в беседе с RTVI подчеркнул, что самолет А-50 над Азовским морем никто не сбивал. Он назвал соответствующее заявление Пентагона «безбожным враньем».
«Безбожно врут. <...> Не читайте, не слушайте, что говорят американцы. Они ничего не говорят правды, только врут. Наш самолет никто не сбивал, тем более американцы. У них еще сбивалки не выросли», — сказал Картаполов.
Чем интересны заявления США
Telegram-канал «Военная хроника» обратил внимание на то, что ранее Соединенные Штаты Америки избегали темы с возможным поражением А-50 над Азовским морем.
«Во-первых, сам факт наличия таких заявлений открытым текстом. Ранее США старательно избегали темы с уничтожением А-50 над Азовским морем. Во-вторых, любопытна трансформация ЗРК Patriot из стационарной системы ПВО в мобильную и участие немецких и американских военных в обучении расчетов ВСУ для проведения засад на российские самолеты. Теперь эти риски придется учитывать», — отметили авторы.
Кроме того, пишет «Военная хроника» теперь фактически опровергнута версия российских блогеров, которые заявляли, что А-50 якобы был сбит «дружественным огнем».
«США и ранее не скрывали своего участия в военной поддержке Украины, однако заявление об уничтожении А-50 — переход на качественно иной уровень. С учетом того, что американские и европейские инструкторы плотно вовлечены в процесс обучения и подготовки на местах украинских военных, а в ряде случаев могут и корректировать стрельбу на местах, можно предположить, что США гораздо сильнее вовлечены в конфликт на Украине, чем казалось ранее. В связи с этим другими красками начинает играть и уничтожение колонн с ЗРК Patriot. С учетом вовлеченности США и стран НАТО в конфликт, в ударах по этим комплексам почти наверняка гибнут и иностранные военные, однако (пока) это обстоятельство может тщательно скрываться», — пишет «Военная хроника».
Военный эксперт Кирилл Федоров в своем Telegram-канале также прокомментировал заявление Розанны Клементе.
«Она рассказала, как готовили экипажи ПВО для создания таких "воздушных засад": немецкие инструкторы во время учений будили батарею посреди ночи, отдавали приказ выдвигаться на огневую позицию, вести воздушный бой и быстро удаляться. В том числе она рассказала о засаде Patriot, в результате которой "были сбиты несколько Су-27". Возможно, речь идет об инциденте в Брянской области, когда были сбиты два Ми-8, Су-34 и Су-35. Всю свою речь не скрывала своей радости», — отметил он.
При этом, по мнению Федорова, экипажи на ЗРК — не украинские.
«А в заключении хочу добавить — я даже не сомневаюсь, что экипажи на этих ЗРК сидят отнюдь не украинские. Ну, или вернее сказать "не столько украинские, сколько иностранные". К чему учить пигмеев, если можно отправить уже обученных специалистов. А плебсы пусть чернуху выполняют», — добавил эксперт.
Военкор Александр Коц также считает, что в возможной атаке на российской самолет непосредственно участвовал Запад.
«Также Клементе рассказала о засаде Патриота, в результате которой были сбиты несколько Су-27. Вероятно, имеется в виду атака в Брянской области, когда были сбиты два Ми-8, Су-34 и Су-35. Если это действительно так, то, не сомневаюсь, в подготовке этой атаки напрямую участвовали немецкие «инструкторы». Или американские. Не важно. Не то, чтобы это было большим открытием. Просто очередная иллюстрация о вовлеченности «коллективного Запада» в нашу войну. И они перестают стесняться в этом признаваться», - добавил Коц.
Что произошло в январе
Ранее о якобы поражении российского А-50 над Азовским морем сообщали украинские ресурсы, подтверждения от российского Минобороны не поступало. Согласно сообщениям, в середине января над акваторией моря были поражены А-50, а также Ил-22М, который все-таки смог сесть в Анапе.
Первые данные о возможном попадании по самолетам появились у российских военкоров. По данным авторов Telegram-канала «Два майора» в январе, над Азовским морем был подбит воздушный командный пункт Ил-22м (борт смог приземлиться), а также А-50. В то же время главком ВСУ Валерий Залужный заявил, что А-50 и Ил-22м были сбиты военнослужащими воздушных сил ВСУ.
Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков говорил, что Кремль не располагает информацией о российских самолетах, якобы сбитых над Азовским морем. ВСУ в свою очередь утверждали, что Ил-22м и А-50 сбили украинские военные, российские военкоры — что самолеты были сбиты «дружественным огнем».
«Если подобная информация подтвердится, это станет очередным черным днем для российских ВКС и ПВО. Во-первых — из-за того, что А-50 не так много. А специалисты на них вообще штучные. При попадании по самолету такого типа экипаж спастись не сможет. Во-вторых — потому что не перехватили, не смогли, не увидели, не предотвратили. Отнюдь не теоретически возможен вариант «дружественного огня» со стороны российской ПВО: к сожалению, за два года подобных случаев хватало, а тенденции к исправлению и вовсе не наметилось. Но мы же верим в лучшее, поэтому такие варианты не рассматриваем (не рассматриваем же?). Очень надеемся, что информация про А-50 — это лишь очередной фейк, порожденный больным мозгом не менее больного украинского информполя», - писал тогда «Рыбарь».
«Военная хроника» писала, что ситуация с А-50 вызывает много вопросов.
«Во-первых, техники такого типа должно быть значительно больше. Самым многочисленным флотом AWACS (ДРЛО) располагают США — 31 самолет Boeing E-3 Sentry. Всего три таких самолета под обозначением AEW.1 есть у Великобритании (раньше было пять), и там это решение открыто называют неправильным. По разным оценкам, в России флот самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50/50У составляет от семи-девяти до 15 единиц, и такого количества, разумеется, недостаточно с учетом специфики использования самолета и сохранения у ВСУ западных ракет большой дальности наземного и воздушного базирования. Во-вторых, если потеря самолета ДРЛО (или РЭР) от дружественного огня подтвердится, то это обстоятельство вызовет вопросы к обучению и квалификации дежурных сил и расчетов ПВО. Не говоря уже о том, что экипаж такого борта — это исключительно редкие специалисты», - отмечали авторы канала.
Минобороны РФ версию военкоров и украинской стороны никак не комментировало.