Найти тему
История транспорта

Какой был самый дальний рейс на Ил-18?

В предыдущих статьях мы говорили о самых длинных рейсах на самолётах Ан-24, Як-40 и Ту-134. Сегодня речь пойдёт о дальних рейсах на Ил-18.

В отличие от большинства своих собратьев, Ил-18 был поистине самолёт-вездеход. Его можно было увидеть буквально в любой точке нашей Планеты, на всех её континентах. Поэтому и повествование о самых далёких рейсах будет отличаться от предыдущих.

Для удобства сравнения здесь и далее расстояния приводятся для прямых беспосадочных рейсов по AIRAC Cycle 1312., моменту, когда ещё небо не знало многочисленных государственных рестрикций.

Самым дальним внутрисоюзным пассажирским рейсом по расписанию были рейсы 3951 и 3953 Петропавловск-Камчатский – Симферополь. Введённые 1 июня 1972 года вместо Ту-104, они стали самыми протяжёнными рейсами в СССР, когда-либо выполнявшимися Ил-18. Расстояние между этими двумя аэропортами 8105 километров. Время в пути с четырьмя посадками в Якутске, Енисейске, Актюбинске и Сочи 21 час 5 минут. В пути экипаж менялся дважды: в Енисейске и в Симферополе.

Расписание рейса 3953 за 1973 год
Расписание рейса 3953 за 1973 год

Следом по дальности шёл рейс Ленинград – Петропавловск-Камчатский. Введённый в 1968 году, он был короче симферопольского на 545 километров и находился в пути «всего» 17 часов 5 минут.

Расписание рейса 4045 за 1968 год
Расписание рейса 4045 за 1968 год

Однако пальма первенства в общем зачёте советских регулярных рейсов принадлежит международному рейсу SU061/062 Москва – Джакарта. Из московского аэропорта Шереметьево в ныне несуществующий аэропорт столицы Индонезии Кемайоран с промежуточными посадками в Ташкенте, Карачи и Коломбо Ил-18 долетал за 23 часа 55 минут. Расстояние между аэропортами 9608 километров.

Расписание рейса Москва – Джакарта за лето 1969 года
Расписание рейса Москва – Джакарта за лето 1969 года

Повествование было бы неполным, если не сказать о многочисленных заказных, как сейчас принято говорить, «чартерных» рейсах, которые перевозили партийно-правительственные делегации, труппы театров и спортивные команды на международные соревнования. В списке самых дальних аэропортов для самолётов Ил-18 стоят города Австралии, куда «Илюха» за свою рабочую карьеру летал неоднократно. Например, в конце декабря 1965 – начале января 1966 гг. Ил-18В СССР-75845 доставил из Москвы в город Перт 11-ю антарктическую экспедицию.

Ил-18 СССР-75845 в аэропорту Перт, Австралия. Декабрь 1965 г. Источник фото: polarpost.ru
Ил-18 СССР-75845 в аэропорту Перт, Австралия. Декабрь 1965 г. Источник фото: polarpost.ru

Расстояние межу Москвой и Пертом 12 664 километра.

29 декабря 1965 года самолет прибыл в город Перт. Обратный перелет (Перт – Ленинград - Москва) проходил со 2 по 6 января 1966 г.

Но и это направление было не самым большим для «Лайнера», как величественно называл его В.В. Ершов.

В декабре 1961 года на турбовинтовых самолетах Ан-12 и Ил-18 был выполнен перелет из Москвы в Антарктиду, на советскую станцию «Мирный». Маршрут полегал через Индию, Индонезию, Австралию и Новую Зеландию (так называемый «восточный маршрут»). За 44 часа Ил-18В пролетел в общей сложности почти 26 000 километров.

20 ноября 1963 г. два самолета Ил-18В – СССР-75845 (командир корабля А.С. Поляков) и СССР-75743 (командир корабля М.П. Ступишин) – осуществили вторую воздушную экспедицию на южный полярный континент. Прибыли в Антарктиду 3 декабря 1963 г. Совершив посадку на заранее подготовленной полосе на ледяной поверхности одной из лагун в оазисе Бангера, они направились в Мирный. Самолеты доставили в Антарктиду 80 человек, в том числе 67 участников 9-й антарктической экспедиции во главе с М. М. Сомовым. 3 января 1964 г. самолеты вылетели обратно, взяв на борт участников 8-й антарктической экспедиции, завершивших работы на ледяном континенте, и 11 января прибыли в Москву. На весь перелет, проходивший по маршруту Москва - Ташкент- Дели - Рангун - Джакарта - Дарвин - Сидней - Крайст- черч - Мак-Мердо - оазис Бангера - Мирный и обратно через те же пункты за исключением оазиса Бангера, было затрачено 86 часов летного времени.

Ил-18В СССР-75845 в Антарктиде, 1963 г. Источник фото: polarpost.ru
Ил-18В СССР-75845 в Антарктиде, 1963 г. Источник фото: polarpost.ru

Третье путешествие Ил-18Д в Антарктиду состоялось 19 лет спустя, 10 февраля 1980 года, когда Ил-18Д СССР-74267 стартовал из Москвы в Антарктиду по новому, более короткому, чем раньше, маршруту. Путь проходил через Азию и Африку и получил название – «центральный». За 26 летных часов самолет преодолел 15 992 км. Новая воздушная трасса стала почти вдвое короче «восточной». А уже 16 февраля этот самолет совершил беспосадочный полет от станции «Молодежная» до Южного полюса и обратно, во время которого была проведена короткая научная программа. Спустя неделю машина вернулась в Москву, преодолев в общей сложности 45 660 километров.

Эти перелеты положили начало регулярным полетам самолётов Ил-18 из СССР в Антарктиду, которые продолжались до 1992 года.

Ил-18Д СССР-74267 в окраске для полярных широт, прибывший со сменой полярников и грузом из Мапуту (Мозамбик), разгружается на снежном аэродроме «Гора Вечерняя» в районе ст. «Молодежная», 28 CАЭ, ноябрь 1982 года. Источник фото: polarpost.ru
Ил-18Д СССР-74267 в окраске для полярных широт, прибывший со сменой полярников и грузом из Мапуту (Мозамбик), разгружается на снежном аэродроме «Гора Вечерняя» в районе ст. «Молодежная», 28 CАЭ, ноябрь 1982 года. Источник фото: polarpost.ru

Уважаемые подписчики и гости канала! Если вы недавно в моём блоге и вас интересуют другие статьи на тему истории отечественной и зарубежной авиации, то в этой подборке

Авиация | История транспорта | Дзен

вы можете посмотреть ещё 316 статей на данную тему.

Спасибо за внимание!