Московский цирк на проспекте Вернадского построен в 1971-м году. Примерно тогда я его впервые посетил. Затем был ещё два или три раза, точно не помню. Когда был подростком, и когда дети были маленькими.
Первого июня 2024-го года началось моё "второе пришествие" к цирковому искусству, в качестве зрителя и автора, который хочет писать о цирке.
В фойе в буфете 160 рублей стаканчик мороженого, 150 рублей стаканчик кофе. Ходят юноши и девушки, продают поп-корн, тоже дорого.
На стенах афиши прославленных цирковых артистов прошлого. Карандаша, Игоря Кио и Олега Попова все знают. Их афиши нашёл на стене. А вот ещё одна афиша: Ирина Бугримова, дрессировщица львов. Первая в СССР женщина-дрессировщица хищных животных. Её книгу недавно прочёл. Обязательно поделюсь впечатлениями.
В этом очерке - о цирковом спектакле "Легенда". Это именно спектакль с сюжетом и персонажами. Сюжет несложен, главный герой теряет любимую, и спускается за ней в ад, но она уже "не такая". Боги там древнегреческие, второстепенные персонажи - тоже все из древнегреческих мифов. Сюжет пересказывается в стихах, но иногда громкая музыка не всё даёт услышать. Однако так всегда в рок-спектаклях, в рок-операх. Здесь что-то подобное рок-опере, но главное восприятие не через уши, а через глаза. Цирк, в любых вариантах, зрелище.
Сразу о главном впечатлении - понравилось. Костюмы эффектные, яркие, красивые. В шоу задействовано большое количество людей, и это не статисты, это всё гимнасты, акробаты, жонглёры, наездники, дрессировщики.
Наверное, мне, как немолодому зрителю, для начала больше подошёл бы так называемый дивертисмент. Это на цирковом языке что-то вроде концерта. Когда объявляют номер, и ты понимаешь, что сейчас тебе покажут, насколько это сложно и серьёзно. В "Легенде" появляются то одни артисты, то другие. Они представляют каких-то персонажей по сюжету, и не сразу осознаёшь, насколько сложные трюки они делают.
В одном из эпизодов группа акробатов представляла гидру, насколько я понял их аллегорическое выступление. Вокруг постамента кружилась ещё одна гидра.
Этих гидр в шоу полный комплект, на любой вкус.
Апофеозом программы были дрессированные тигры. Этот номер шёл в конце первого отделения.
Сетку-клетку подняли быстро, не прекращая шоу. В это время должны были работать клоуны, но в "Легенде" их нет. Есть три человека, которые изображают шутов, но стопроцентно не смешно.
Вместе с тиграми была и пара львов, на одном из которых дрессировщик прыгнул верхом на льве с тумбы на тумбу. Этот сложнейший трюк изобрёл народный артист России Николай Сквирский. С этим трюком дрессировщики братья Запашные попали в книгу рекордов Гиннеса.
Ещё был трюк, когда дрессировщик с двумя львами поднимается на качелях над клеткой. Этот номер изобрела легендарная укротительница львов Ирина Бугримова, но она поднималась в воздух с одним львом. Так что нынешний трюк более сложный. Кстати, во время одного из таких подъёмов на качелях лев укусил Ирину Бугримову за колено. Это о том, опасно ли быть дрессировщиком.
Один из братьев Запашных - директор нынешнего цирка на проспекте Вернадского, другой - художественный руководитель, и режиссёр нынешнего шоу.
Во втором отделении главный герой попал к Посейдону, а там - дрессированные морские львы. Трудно поверить, что в этих "неуклюжих" животных столько обаяния.
Затем парень пошёл искать Пегаса. Понимаете, в любовных отношениях Пегас, действительно, неплохое подспорье. Нашёл первоклассных наездников на конях. Цирк обязательно должен быть с конями.
В конце концов, нашёл главный герой Пегаса. Закончилось всё немного непонятно, но поучительно, типа, думать надо, прежде чем что-то хочешь сделать.
Встреча, после тридцати лет моего несправедливого равнодушия к цирковому искусству, прошла очень хорошо. Буду искать дивертисменты. Хотя посмотрел афиши в интернете, почти все цирки сейчас делают упор на спектакли. А как же мы узнаем имена понравившихся артистов? Как же они станут звёздами?
Разберёмся. Буду ходить на представления, буду узнавать, буду восхищаться, буду писать об увиденном.