За что Иисус проклял смоковницу?

13K прочитали

Самое неоднозначное из всех чудес, совершенных Иисусом, описано Матфеем и Марком и относится к последним дням его земной жизни. Согласно Евангелию от Матфея, Иисус проклял смоковницу за то, что она не дала ему плодов, когда тот был голоден. Но почему Иисус вообще подошел к дереву, если плоды еще не созрели? 

Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.
Проклятие смоковницы. Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

У Марка этот чудо излагается в два этапа, между которыми вставлен эпизод с изгнанием торгующих из храма.

Само чудо остается как бы за кадром, мы узнаем уже о последствиях:

"На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его…Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
Потому говорю вам: все, чего  ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам" (Мк. 11:12–14; 20–24).
Проклятие смоковницы. Миниатюра Евангелия. Армения, 1262 год. Миниатюрист Торос Рослин.
Проклятие смоковницы. Миниатюра Евангелия. Армения, 1262 год. Миниатюрист Торос Рослин.

У Матфея же Иисус сначала изгоняет торгующих из храма, а на следующее утро, возвращаясь в город, находит бесплодную смоковницу. Когда он произносит "да не будет впредь от тебя плода вовек", смоковница засыхает.

"Изгнание торгующих из храма", Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи, Падуя.
"Изгнание торгующих из храма", Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи, Падуя.

Увидев это, ученики спрашивают: "Как это тотчас засохла смоковница?" В ответ они слышат поучение, аналогичное тому, что приводит Марк (Мф. 21:18-22). Таким образом, чудо, согласно Матфею, происходит "в кадре", на глазах учеников.

Проклятие смоковницы. Икона. Россия, начало XVIII века.
Проклятие смоковницы. Икона. Россия, начало XVIII века.

Что вообще представляет из себя смоковница?

Смоковница (фиговое дерево) - одно из самых распространенных деревьев в Палестине. Интересно, что после грехопадения Адам и Ева сделали себе одежду именно из листьев смоковницы (Быт. 3:7).

Манускрипт 950-955 годов, Библиотека Сан-Лоренцо (Франция).
Манускрипт 950-955 годов, Библиотека Сан-Лоренцо (Франция).

Смоковница плодоносит дважды в год: в мае-июне и в августе-октябре. Иисус был в Иерусалиме на Пасху, которая приходилась примерно на апрель.

Таким образом, как сообщает Марк, "ибо еще не время было [собирания] смокв", то и не следовало ожидать плодов. Однако смоковница примечательна тем, что она приносит плоды либо одновременно, либо даже раньше, чем на ней появятся листья. Иными словами, смоковница (с появившимися на ней листьями) должна иметь плоды независимо от времени года. Вот почему Христос подошел к ней с определенными ожиданиями.

"Проклятая смоковница", Т. Джеймс.
"Проклятая смоковница", Т. Джеймс.

В библейской традиции дерево часто употребляется в качестве аллегорического образ человека или народа - благочестивого, или, наоборот, нечестивого. В этом контексте Израиль был подобен смоковнице в том, что обещал плоды своими появившимися листьями — своими религиозными начинаниями и церемониями.

Подойдя к смоковнице, Христос не нашел на ней плодов — она вводила в заблуждение своей красотой, но была абсолютно бесполезна, так как не могла утолить голод. Так и Христос «пришел к своим и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Придя к народу, Христос также не нашел "плодов", и вынес приговор: "род лукавый и прелюбодейный".

Проклятие смоковницы. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра. Болгария, XIV в.
Проклятие смоковницы. Миниатюра из Четвероевангелия царя Иоанна Александра. Болгария, XIV в.

Такое уже было в истории Израиля, когда древнееврейские пророки использовали подобную форму проповеди. В этом отрывке Израиль представлен как гордый народ, чье хвастовство и лицемерие все усугубляет грех. Таким образом, проклятие бесплодной смоковницы — это притча в действии.

Самое неоднозначное из всех чудес, совершенных Иисусом, описано Матфеем и Марком и относится к последним дням его земной жизни.-8

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи о библейских сюжетах в искусстве, которые могут вас заинтересовать: