Новый образовательный стандарт нацелен на обеспечение у учащихся умения учиться. «Умение учиться» напрямую связано с «желанием учиться». Следовательно, процесс обучения будет проходить эффективнее, если школьники будут не просто получать знания, а проявлять познавательную активность.
Познавательный интерес - двигатель активизации деятельности познания. Младший школьный возраст имеет большой потенциал для развития желания познавать окружающий мир. Под действием интереса развивается мыслительная активность,выражающаяся в большом количестве вопросов.
Д.Б. Богоявленская выделила три главных уровня познавательной активности.
- Репродуктивный уровень. Нижняя граница выражается в полной пассивности и инертности. Верхняя граница – ярко выраженный интерес к деятельности.
- Эвристический уровень содержит в себе стремление усовершенствовать выполняемую деятельность, находить новые способы решения.
- Креативный уровень – это высший уровень познавательной активности. Для данного уровня характеры проявления инициативы в постановке задач, стремление к выяснению причинных связей и зависимостей.
Уровни развития познавательной активности.
- Нулевой уровень – учащийся с нежеланием реагирует на требования и просьбы учителя, пассивен, не проявляется желание к самостоятельной работе.
- Низкий уровень – данный уровень характеризуется стараниями учащегося выучить и воспроизвести те знания, которые ему дали в готовом виде. У школьника неустойчивые волевые усилия, отсутствие интереса к углублению знаний.
- Средний уровень – учащимся свойственно стремление к осмыслению смысла изучаемого учебного материала, к применению знаний в измененных условиях.
- Высокий уровень – творческий. Учащимся присущи интерес и стремление углубиться в сущность явлений и их взаимосвязей.
Необходимо усиливать познавательную активность с помощью новых методов обучения. Результат такого обучения – высокий уровень познавательной активности станет привычным для школьников.
Одна из основных задач современного образования – это не просто вооружить ученика определённым набором знаний, но и сформировать у него умение и желание учиться, способность к саморазвитию.
Интеллект-карты - новый метод обучения детей
Интеллектуальная карта (ментальная, карта, ассоциативная карта, майнд-карта) – это метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются творческие способности детей и активизируется мышление.
Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить абстрактную или объёмную информацию по полочкам.
Пример интеллект-карты по математике 1-4 класс:
Пример интеллект-карты по окружающему миру (тема: Животные):
Метод интеллект-карт достаточно хорошо изучен, и его эффективность в обучении доказана исследованиями и опытом многих пользователей.
В отличие от механического заучивания, осмысленное обучение с помощью интеллект-карт предполагает глубокое понимание темы, умение находить связи между предметами и явлениями, а также способность соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями.
Диаграммы, таблицы тоже способствуют более эффективному запоминанию, потому что мозгу легче оперировать данными, представленными отдельными блоками, чем информацией в виде сплошного текста.
С помощью ментальных карт объёмную тему можно наглядно разбить на подразделы и микротемы.
Как применять интеллект-карты в обучении
На примере наречий:
Ребёнок легко сможет сформулировать выводы по интеллект-карте.
Для репетиторов и педагогов предлагаю материалы к Интерактивным тетрадям:
Добавляйтесь в группу в контакте: https://vk.com/club218250247.
Другие статьи: