Найти тему

Как создать интеллект-карту (ментальную карту) по теме: Морфемика "Корень"

Оглавление

В наше время знания умножаются многократно, поэтому знание перестало иметь смысл, потому что мы никогда не узнаем всё, через 10 лет всё забудем, а самым главным конкурентным преимуществом стало сколько человек делает из того, что узнал. Поэтому важно научиться применять знания в действии, научиться выделять главное.

Майнд-карта помогает образно кратко изобразить основные выводы урока. Мозгу важно знать кратко самое главное и поработать с этой информацией: "ГЛАЗ ВИДИТ - МОЗГ ДАЁТ КОМАНДУ - РУКА ДЕЛАЕТ".

Выпишем основные выводы урока по теме: Морфемика. Корень

Слова сделаны из своего «строительного материала» – морфем.

Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание. Морфема – самая маленькая значимая часть слова.

Морфемы бывают словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

Корень – основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Слова без корня невозможны.

Корней в слове может быть несколько.

Создадим майнд-карту

Майнд-карта по русскому языку
Майнд-карта по русскому языку

Образы придумать можно любые, у каждого они будут свои.

Мнемотехника

Помимо интеллект-карт, хороший инструмент - мнемотехника и стихотворный метод.

Мнемотехника - это приемы кодирования информации в образы. Позволяет накапливать в памяти большое количество точной информации и в десятки раз быстрее ее запоминать. То, что память запомнила с помощью образа, это уже не придется учить заново.

Мнемотехника - это мощная тренировка мышления, гимнастика для мозга.

Для лучшего понимания темы русского языка, будем использовать образы и ассоциативную память, чтобы при слове "морфемика" сразу всплывал образ.

-2

Изобразим схематично и образно виды морфем, используя ассоциации:

-3

Если детям сказать сложные длинные определения (без образов), то это для них как непонятный китайский язык. Дети привыкли к красочным стихам и красивым образам из книжек, поэтому стихотворная и яркая подача материала ближе и интереснее детям.

Запомним с помощью мнемотехники, что такое корень.

-4

Правило по теме: Приставки! Используем стихотворный метод и мнемотехнику.

-5

-6
-7
-8
-9
-10

Лёгкость в обучении и состояние потока

Все знания нам не нужны, их сейчас очень много.

Мозг имеет защиту, фильтр на информацию. Когда мы принимаем структуры, шаблоны других людей, то принимаем знания очень тяжело. Мы не получаем удовольствия от процесса познания. Мозг работает гармонично, когда правое и левое полушария задействованы, т.е. процесс и результат важен. Необходимо принимать любые знания через свой фильтр с умением трансформировать знания, чтобы увидеть какие знания вам не нужны, скучны, мозг включает защиту, чтобы не принимать ложные конструкции, шаблоны. Мозг - это не склад информации и архив. Для хранения данных можно использовать внешние источники, а мозг расчищать для генерации НОВЫХ ИДЕЙ.

Каждый человек имеет свою уникальность, чтобы её раскрыть, ему нужны знания, к которым есть интерес, поток, т.е. воодушевление. Ребёнок не должен стремиться учиться на 5 по всем предметам, что приводит к "синдрому отличника". Важно видеть к чему у человека есть поток, интерес. Если перекрывать чувство интереса во время занятия учёбой, то человек лишается возможности испытать это чувство в будущем, ощущение счастья от занятия любимым делом, от процесса.

Если детям давать много ненужных знаний, можно заблокировать познавательную активность, что не даёт усваивать знания легко.

Ощущение потока как ощущение счастья в жизни. Когда уровень сложности соответствует уровню мастерства, внимание человека полностью обращено на то, что он делает.

Поток, интерес - лучшие ощущения в жизни, когда действия не требуют усилия. Если сложно, то ребёнок расстроен, обеспокоен. Если просто - расслабляется и скучает. Важна золотая середина. Слишком простое становится скучным, а трудное – демотивирует.

Состояния потока

- Ощущение удовлетворенности как от процесса, так и от результата.

- Высокая вовлеченность в работу, потому что есть интерес.

- Повышение креативности. Приходят новые идеи.

- Рост уверенности.

Михай Чиксентмихайи, лидер движения позитивной психологии, популяризировал концепцию состояния потока.

Как креативность связана с состоянием потока? Креативность проявляется в состоянии «потока», когда человек полностью погружается в задачу и чувствует удовлетворение от процесса творчества.

В этом состоянии мозг вырабатывает химические вещества, которые стимулируют креативные процессы.

Детям и взрослым важно принимать знания легко в своей жизни. Быть в потоке, в состоянии, когда получаешь истинное удовольствие от того, что делаешь и можешь заниматься этим очень продуктивно и продолжительно. Если заниматься делом, которое вам не по душе, вы не включитесь в процесс, не ощутите поток. Состояние потока – это настолько высокий интерес к вашей текущей задаче, что для ее решения не требуется практически никаких усилий – вы все делаете легко и играючи. Действия не требуют усилий, потому что есть ресурс. Мозг выделяет много энергии. На скучное, неинтересное мозг не выделяет энергию. Отсюда возникает выгорание, психологическая неудовлетворённость.

Материалы по русскому языку и математике (начальная школа): https://vk.com/market/product/russkiy-yazyk-s-intellekt-kartami-218250247-9006357?ref_source=community_showcase&with_group_header=1.

Добавляйтесь в группу в контакте: https://vk.com/club218250247.