Сейчас на любой детской площадке можно встретить общительного ребенка, «взрослого не по годам» (на первый взгляд), который активно вступает в диалог с посторонними людьми, показывает свои игрушки или рассказывает о себе, своей семье, братике и т.д. И может показаться, что малыш коммуникабельный и доверчивый, но здесь дело в другом. Мама или няня такого ребенка чаще всего сидит уткнувшись в телефон или может часами болтать с подружкой. Физически она может находиться рядом, но отсутствовать ментально.
Это может указывать на расстройство социализации по расторможенному типу (РПРТ) и характеризуется неизбирательной общительностью с незнакомыми взрослыми.
У ребенка может быть заметное отсутствие сдержанности при общении с незнакомцами и неизбирательная привязанность к взрослым. Дети с этим нарушением вряд ли имеют преимущественную привязанность к кому-либо из родителей , вместо этого они чрезмерно общительны с окружающими и ищут утешения у незнакомых людей.
Одно из исследований детей , усыновленных из детских домов, показало, что беспорядочная общительность является одним из самых стойких социальных отклонений в этой группе детей и может сохраняться в течение многих лет, даже если впоследствии ребенок привязывается к новым опекунам.
Друзья, подписывайтесь на мой телеграм канал https://t.me/skachkova_anna
Дополнительные симптомы:
- Компульсивная ложь
- Воровство
- Проявление сексуальности в подростковом возрасте
- Общение в социальных сетях с посторонними на сексуализированные темы, могут присылать свои интимные фотографии за комплименты или за деньги
- Неспособность общаться в культурно приемлемой манере, соответствующей их возрастным границам
- Почти в 80% случаев есть сопутствующие заболевания ПТСР, СДВГ
Причины:
- Холодная, отстраненная мать
- Травмы, полученные во время развода родителей, эмоциональные гневные срывы на ребенка, эмоциональная депривация (лишение), когда один родитель мстит другому, лишая общения с ребенком. Например, отец забрал ребенка у матери, оставил с няней или бабушкой, самоустранился строить новую жизнь, в результате ребенок лишился и матери и отца
- Обесценивание детского возраста родителем, когда он считает, что ребенок сам по себе взрослый и самостоятельный, может за собой ухаживать (заварить доширак, например, или прийти самостоятельно в сад в четыре года), не нуждается в заботе
- Невозможность родителям исполнять свои обязанности перед ребенком, ввиду их психического заболевания, алкоголизма или других зависимостей
- Родители или сиблинги с психопатическими особенностями, которые лишали ребенка эмоциональной близости
- Отсутствие эмоционального отклика от взрослых в раннем детстве и младенчестве
- Частая смена главного лица первичной привязанности. Когда у ребенка часто меняется няня или родители во время развода забирают его по очереди, оставляют то у одной бабушки, то у другой и малыш не успевает адаптироваться ни к людям, ни к окружающей его обстановке
- Неспособность формировать избирательные привязанности из-за воспитания в детском доме
- Ребенок редко ищет утешения или реагирует на него, когда расстроен и демонстрирует по крайней мере два из следующих эмоциональных и социальных симптомов - минимальная реакция на окружающих, ограниченный позитивный аффект, необъяснимые приступы раздражительности, грусти или страха. Он убежден, что никто не придет и не поможет.
Наиболее серьезные травмы ребенок получает в возрасте младенчества до пяти лет. Если травмирующие событие были позднее, это тоже травмирует, но в меньшей степени, так как психика немного окрепшая к этому времени и привязанности уже были сформированы.
Лечение:
- Обеспечение безопасной, стабильной жизни в семье и возможности развиваться
- Самым важным условием для формирования надежной привязанности у ребенка является чуткий , эмоционально доступный и отзывчивый родитель
- Вмешательства должны помочь родителям увидеть в ребенке отдельную личность, а не просто “маленького взрослого” или продолжение себя. Родители должны иметь понимание о соответствующих возрасту ожиданий , основанных на текущем уровне функционирования ребенка
- Терапия сопутствующих симптомов у родителей, связанные с невозможностью дать ребенку спокойную обстановку и эмоциональную близость
ВАЖНО! Нельзя применять любые вмешательства принудительного характера, так называемые техники “перерождения” или стратегии “удержания”, при которых ребенка насильно удерживают, пока он не успокоится, а также любые виды терапии, направленные на преодоление “сопротивления” привязанности.
Последствия травм несомненно откликаются и во взрослом возрасте, что блокирует полноценное течение жизни и требует психологического вмешательства. Чем раньше вы обратитесь к психологу, тем лучше.
Записаться на психологическую консультацию, узнать расписание ближайших тренингов, групповых программ можно на сайте https://yaokey.ru Подписывайтесь на мой телеграм канал https://t.me/skachkova_anna