Найти тему
Петр Власов

Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (03). Бомбардировщики - парад вариантов

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРОДОЛЖЕНИЕ, предыдущая статья: «Бомбардировщики - базовые версии»

В предыдущей статье уже говорилось, что особенностью развития линейки бомбардировщиков Ju.88 являлось наличие трех базовых модификаций, на основе которых потом возникали другие варианты, несшие при этом в себе основные черты базовой версии (заключавшиеся в первую очередь в длине крыльев и типе моторов, а так же частично – в очертаниях кабины). Чтобы авиамоделисты не запутались в этих «разветвлениях», и не наделали досадных ошибок при изготовлении той или иной модели, я в дальнейшем тексте обязательно буду давать информацию, на какой именно базовой модели основывалась та или иная модификация. Версии будут описаны линейно, в соответствии с их нумерацией, однако учебно-тренировочные варианты, не применявшиеся в боях, будут вынесены в другую статью.

Junkers Ju.88А-2

-2

Ju.88A-2 представлял собой тот же Ju.88А-1, но оснащенный R-Gerate - стартовыми ракетными ускорителями Walther Rb.202. Включенные, они создавали дополнительную тягу в 500 кг; правда, их топлива (перекиси водорода) хватало всего на 30 секунд работы, но этого было вполне достаточно для резкого увеличения скорости самолета на пробеге, сокращения длины разбега, и взлета даже при максимальной нагрузке с короткого фронтового аэродрома. Ускорители подвешивали под крылья самолета, и после отработки они сбрасывались на парашютах – для заправки и повторного использования.

Похоже, что самолетов модификации Ju.88A-2 было построено немного; но после отработки на них весной 1940 г. эффективности системы стартовых ускорителей, узлами крепления R-Gerate оснащались почти все модификации Ju.88A.

Junkers Ju.88А-6 и A-6U

-3

Модификация Ju.88А-6, созданная на базе Ju.88А-5, существовала в двух версиях: собственно Ju.88А-6, и Ju.88А-6/U. Ju.88А-6 представлял собой обычный Ju.88А-5, оснащенный приспособлением для перерезания тросов аэростатов. Впереди самолета крепился параван с резаками тросов на концах; а для сохранения баланса в задней части фюзеляжа разместили противовес массой 60 кг, и экипаж сократили до 3 человек (по этой причине нижнюю гондолу сняли). «Тральщики» Ju.88А-6 шли впереди волны бомбардировщиков, расчищая им дорогу. Правда, поскольку громоздкая конструкция снизила на 25 км/ч скорость и ухудшала маневренность «шестерок», то, как правило, Ju.88А-6 сбивали первыми.

-4

Высокие потери «тральщиков» и их низкая эффективность в борьбе с аэростатами вскоре после «Битвы за Англию» привели к переделке этих самолетов частью в обычные бомбардировщики А-5, а частью - в версию Ju.88А-6/U. Она представляла собой те же самолеты Ju.88А-6, лишенные параванов и переоборудованные для атак на морские цели. Правда, после снятия ферм параванов узлы крепления их поддерживающих балок не демонтировались, а лишь прикрывались обтекателями, что выдавало прежнее назначение машины.

-5

При переоборудовании, проводившемся на заводах, на Ju.88A-6/U заодно заменяли и моторы на более мощные – на Jumo.211F или 211J. Эти машины по-прежнему оставались без подкабинной гондолы (входной люк экипажа находился под фюзеляжем). Противокорабельные Ju.88A-6/U оснащали радаром FuG.200 «Hohentweil», который работал по обнаружению морских целей на дистанциях до 80 км. Антенны радара располагались либо на носу машины, либо под носом и под левым крылом. FuG.200 мог монтироваться вместе с радаром FuG.217 «Neptun» RI (антенны этого радара устанавливали над крыльями). FuG.217 использовался в качестве радара кругового обзора (радиус действия от 400 до 4.000 метров). На некоторых самолетах этой модификации устанавливали обтекатели на выхлопные патрубки. Оборонительное вооружение самолета использовалось различное, чаще всего 1х13-мм пулемет MG.131 или 7,92-мм «спарка» MG.81J.

Junkers Ju.88А-8

-6

Ju.88А-8 оснащались двигателями Jumo.211H; базовая модификация этой версии не ясна: в одних книгах говорится, что она создана на базе А-1, в других, более многочисленных – на А-4. Впрочем, это не столь важно, так как главный боевой элемент версии А-8 внешне не виден, и к тому же он впоследствии использовался на самых разных типах Ju.88А. Это - крыльевые резаки аэростатных тросов «куто-назе», а Ju.88А-8 представлял собой возрождение идеи «тральщика», но без громоздкого и малоэффективного паравана.

Конструкторы пришли к выводу, что острая передняя кромка крыла, будучи выполнена из закаленной стали, сама может перерезать аэростатные тросы. Для сохранения же несущих свойств профиля крыла стальную острую кромку-резак консолей прикрыли легкосминающейся при столкновении с тросом алюминиевой обшивкой; так что внешне «куто-назе» был совершенно не виден. Единственной деталью, визуально отличавшей А-8 от других версий, был стальной прут, огибавший остекление кабины для ее защиты. Общее количество выпущенных Ju.88А-8 было невелико; но как уже говорилось выше, его элемент «куто-назе» впоследствии применялся на самых разных вариантах Ju.88А…

Junkers Ju.88А-9, A-10, A-11

-7

Самолеты Ju.88A, использовавшиеся на Североафриканском театре военных действий и в Средиземноморском бассейне, оснащались специальным оборудованием для эксплуатации в тропических и субтропических условиях. Это были воздушные фильтры на воздухозаборниках, солнцезащитные шторки в кабине, и средства для выживания на случай аварии в пустыне (в них имелись дополнительные контейнеры с водой и охотничьи ружья). Уже находившиеся до этого в эксплуатации серийные самолеты Ju.88A-1, А-4 и А-5, посылавшиеся в Африку, при такой переделке получали к стандартной маркировке дополнительный индекс «Тгор» (например, Ju.88A-4/Тгор). Если же самолет был изначально выпущен заводом в тропической модификации, то ему присваивалось новое обозначение. Бомбардировщик модификации А-1 становился Ju.88А-9, модификации А-5 - Ju.88A-10, а версии А-4 - Ju.88A-11.

Junkers Ju.88А-13

-8

Модификация Ju.88A-13 (на базе А-4) задумывалась как тяжелый штурмовик для поддержки пехоты на поле боя. Серия выпускалась с января 1942 года; самолеты Ju.88A-13 получали дополнительное бронирование кабины, бензобаков и нижней поверхности мотогондол. Воздушные тормоза, прицел для бомбежки с пикирования и автомат вывода из пикирования с таких самолетов снимали. Для поражения наземных целей на внешние бомбодержатели ЕТС подвешивались до четырех пулеметных контейнеров WB.81 (в каждом по 3х7,92-мм пулемета MG.81Zс боезапасом; пулеметы контейнеров WB.81А смотрели вперед, а контейнеров WB.81В были наклонены на 15 градусов). Вместо них на ЕТС могли подвешиваться для нанесения бомбовых ударов до четырех сбрасываемых бомбовых кассет АВ.250 или АВ.500, либо две кассеты АВ.1000 (цифра в наименовании означала общую массу бомб, находящихся в контейнере). Кассеты наполнялись различными мелкими осколочными, зажигательными или противотанковыми бомбами; чаще всего – 2-кг осколочными бомбами SD-2 и кумулятивными SD-4. Кроме того, во внутренних бомбоотсеках Ju.88A-13 могли нести классические фугасные, зажигательные и осколочные бомбы более крупных калибров.

Большинство изготовленных штурмовиков Ju.88A-13 были отправлены на Восточный фронт; но в советском небе они понесли существенные потери в первую очередь от зенитного огня советской пехоты. Крупный, маломаневренный и слабо защищенный двухмоторный штурмовик оказался малоэффективен: на низких высотах он нес большие потери, а поднявшись выше – терял способность точно поражать малоразмерные цели.

Junkers Ju.88А-14

-9

Опыт применения Ju.88 в боях подсказал летчикам, что неплохо бы было усилить вооружение самолета пушкой, которая пригодилась бы не только для борьбы с истребителями противника, но и для поражения наземных целей. Именно поэтому некоторые пилоты по собственной инициативе стали в полевых условиях устанавливать на свои бомбардировщики 20-мм пушку MG-FF, выставляя ее сквозь снятую панель «глаза жука» справа от бомбардира (бомбовый прицел для пикирования при этом снимался). Таким «доморощенным» переделкам подвергались в основном А-5 и А-4. Самолеты, самостоятельно оснащенные пушками, встречались во многих частях, в том числе в KG-54, -30, -76 и -77, в LG-1, и даже на разведывательных машинах.

-10

Популярность в войсках Ju.88А, оснащенных пушкой, заставила и фирму «Юнкерс» разработать серийную «пушечную» версию, получившую обозначение Ju.88А-14. Но на «фирменных» самолетах пушку размещали не внутри и без того тесной для четырех человек кабины экипажа, а в гондоле под фюзеляжем. Пушка устанавливалась в передней части гондолы; естественно, что бомбовый прицел для пикирования при такой установке назад не вернулся - его место заняли боезапас и эжектор пушечных гильз.

Кроме пушек серийные Ju.88А-14 получили дополнительное бронирование экипажа (бронеплитами закрывалась даже часть панелей носового остекления). Кроме того, крылья А-14 оснащались резаками «куто-назе» (по образцу А-8). Вооруженные носовыми 20-мм пушками Ju.88А использовались в качестве штурмовых и противокорабельных самолетов; их основным применением были атаки на автомобильный транспорт, железнодорожные составы и морские суда. Версия Ju.88А-14, как и ее «самодельный предок», была довольно многочисленна, она использовалась и на Европейском театре, и в Африке. Как правило, внутренние бомбоотсеки Ju.88А-14 занимали дополнительные бензобаки, а уменьшенная из-за веса брони и пушки с боезапасом бомбовая нагрузка неслась только на наружных подвесках.

Junkers Ju.88А-15

-11

Ju.88А-15 - вариант бомбардировщика Ju.88А-4 с бомбоотсеком увеличенного объема (серийно не выпускался, изготовлен только 1 экземпляр). Самолет представлял собой эксперимент по увеличению бомбовой нагрузки с одновременным устранением потери скорости из-за внешних подвесок бомб. Для этого с Ju.88А-15 сняли внешние бомбодержатели и носовую гондолу (от нее остался только небольшой обтекатель для бомбового прицела Lotfe). А объем бомбоотсеков увеличили установкой под ними расширенной обтекаемой подфюзеляжной гондолы, позволившей самолету принимать внутрь до 3.300 кг бомб. Экипаж уменьшился до трех человек. Бортовое вооружение сократилось до двух пулеметов MG.15 или MG.81 в задней установке и пулемета MG.81 в передней установке. Компенсировать ослабевшую мощь огня попытались размещением в хвостовой части самолета неподвижно закрепленного 7,92-мм пулемета MG.17, но это не дало положительного эффекта…

Junkers Ju.88А-17

-12

К началу войны Люфтваффе не обладало современным самолетом-торпедоносцем, и эту проблему попытались решить переделкой в торпедоносцы бомбардировщиков Ju.88А и Не.111Н. В начале 1942 г. ряд самолетов Ju.88А-4 переоборудовали в торпедоносную версию Ju.88А-4/Torp. На них четыре наружных бомбодержателя ЕТС заменили двумя торпедодержателями PVC; тормозные решетки и автомат вывода из пикирования сняли. Основное вооружение самолета теперь составляли две 765-кг торпеды LT.F5b. Несколько Ju.88А-4/Torp получили 20-мм пушку в носовую часть фюзеляжа (по образцу А-14), несколько – локаторы FuG.200 (по образцу Ju.88А-6/U); некоторые машины имели обтекатели на выхлопных патрубках, или крепления для установки стартовых ракетных ускорителей (далеко не лишних для взлета с двумя тяжелыми громоздкими торпедами).

-13

Кроме переоборудования в торпедоносцы ранее построенных и уже эксплуатировавшихся в войсках бомбардировщиков, фирма «Юнкерс» приступила к серийному выпуску новеньких Ju.88А-17, уже изначально строившихся, как торпедоносцы. Эти машины отличались от Ju.88А-4/Torp только отсутствием подфюзеляжной гондолы и сокращенным до трех человек экипажем. В длинном обтекателе справа в носовой части фюзеляжа располагался механизм подготовки торпеды к сбросу (обтекатель прикрывал тяги и электрические жгуты, идущие к торпедодержателям). Самолеты Ju.88А-4/Torp и Ju.88А-17 состояли на вооружении эскадр KG-26, KG-28, KG-76, KG-77, и Группе KGr-506.

НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (04). Разведчики и скоростные машины

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.