Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Недостроенный призрак вокзала: у Rail Baltica в Латвии новые проблемы

Работы на Рижском центральном железнодорожном вокзале остановлены

Денег достроить здание вокзала у Латвии нет © Sputnik
Денег достроить здание вокзала у Латвии нет © Sputnik

Пока министр сообщения Латвии Каспарс Бришкенс настаивает на том, что трасса Rail Baltica уже на первом этапе должна пройти через Ригу, компания, ответственная за реализацию работ на Рижском центральном вокзале и в аэропорту, стала кандидатом в банкроты, сообщила программа De Facto Латвийского телевидения.

Предприятие министерства сообщения Eiropas Dzelzceļa līnijas (EDzL) заключило договор на проведение строительных работ и контролирует его реализацию, в целом уже потрачено около 260 миллионов евро. Однако расходы растут - как из-за большого количества изменений в проекте, так и из-за инфляции.

Договоры со строителями предусматривали поправки на инфляцию, однако эти платежи задерживаются. Необходимых для покрытия процентов по инфляции 39 миллионов евро в бюджете нет. Журналистам стало известно, что прошлое правление EDzL многократно информировало Минсообщения о проблеме еще с марта прошлого года.

"Мы понимаем возникшую проблему. Поскольку такая ситуация, конечно, для меня неприемлема, о неплатежеспособности не может быть и речи", - заявил председатель правления EDzL Эрикс Дилевс.

Однако даже если застройщики не подадут заявление о неплатежеспособности, компания EDzL по закону будет обязана подать его уже 5 июня - из-за неоплаченных счетов.

Работы на Рижском центральном вокзале приостановлены. Чтобы достроить здание, необходимо найти более 100 миллионов евро. Притом для этой статьи расходов недоступны средства из Европейского инструмента соединения инфраструктуры (CEF), который является крупнейшим финансистом Rail Baltica. Теперь Минсообщения надеется найти деньги в Фонде восстановления, перераспределив средства на другие проекты.

"Мы не можем оставить это здание (новый вокзал для RB) недостроенным призраком и не привлекать дополнительное финансирование, несмотря на возросшие затраты... Если сравнивать разные типы проектов, в том числе проекты, начатые ранее, то проект Rail Baltica имеет более высокий приоритет", - утверждает министр Бришкенс.

Есть проблемы и с проектированием трассы. Пока совместному французско-польско-итальянскому предприятию не переданы все проекты с разрешениями на строительство, которые нужны для первого 12-километрового участка у Иецавы. Были даже дискуссии, соответствуют ли полученные документы тому, что зафиксировано в контракте.

Министр Бришкенс уверен, что здание вокзала нужно достроить © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Министр Бришкенс уверен, что здание вокзала нужно достроить © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns

"Возможно, эти обсуждения с застройщиком не были детальными и конструктивными - когда наступит тот момент, когда мы сможем приступить к проверке решений по этой стройке. Это 3D-модель, мы можем детализировать проект до последнего винтика, но это не повод не начать, например, вывоз со стройки грунта", - говорит Дилевс.

Из-за задержек с проектированием Латвия может потерять около 4 миллионов евро из уже выделенных денег CEF.

Ранее сообщалось, что в июне этого года премьер-министры стран Балтии намерены подписать договор об этапах реализации железнодорожного проекта Rail Baltica.

Мечты о трансбалтийской ж/д магистрали © Rail Baltica
Мечты о трансбалтийской ж/д магистрали © Rail Baltica

Координатор Северо-Балтийского коридора Ziemeļjūras-Baltijas TEN-T (в сеть входит и Rail Baltica) Генерального директората мобильности и транспорта Еврокомиссии Катрин Траутман подтвердила: может быть отложено строительство так называемого Рижского кольца, которое соединяет Rail Baltica с Рижским центральным вокзалом и аэропортом и, соответственно, предусматривает создание пассажирских станций внутри и вокруг столицы. Сначала предстоит возвести главную трассу от морского побережья Эстонии - через все три страны Балтии - к границе Литвы и Польши.

Траутман объяснила Риге - кто платит, тот и заказывает железную дорогу  © globalrailwayreview
Траутман объяснила Риге - кто платит, тот и заказывает железную дорогу © globalrailwayreview

При этом Латвия как раз сосредоточилась на возведении "Рижского кольца".

Траутман подчеркнула: соединение с Ригой включено в состав проекта и будет сделано, но это вопрос денег и времени.

"Конечно, если латвийское правительство хочет увидеть "Рижское кольцо" сейчас, оно может это сделать, но тогда ему еще и придется за это платить", - четко обозначила позицию Траутман.