Найти в Дзене
Планета людей

Вейсманисты против мичуринцев. Как всё началось?

Оглавление

Сегодня многие знают, что в СССР генетику не любили. Что в СССР генетиков гнобили. Что в СССР было мракобесие и лысенковщина, а нормальных ученых дразнили вейсманистами-морганистами.

Тема большая и непростая, так что сегодня мы поговорим о том, из-за чего вообще сыр-бор завязался.

Ламарк и Дарвин

А история эта начинается, когда СССР даже не планировался. Во времена Екатерины Второй и Павла Первого. В этот момент во Франции жил и работал известный ученый, автор термина "биология" и многих исследований Жан-Батист Пьер Антуан де Моне, шевалье де Ламарк.

И среди прочих изысканий Ламарк высказывает мысль о том, что развитие видов происходит благодаря наследственной передаче усилий. То есть почему у жирафов длинная шея? А потому что в Африке травы мало, и приходится искать пищу в других местах. На деревьях, например. А для этого приходится тянуть шею. И ноги. В итоге у жирафов постепенно, из поколения в поколение идет вытягивание по вертикали.

А потом в биологию приходит Дарвин, который пишет свои знаменитые работы. И Дарвин жестоко критикует Ламарка:

Да сохранит меня небо от глупого ламарковского „стремления к прогрессу“, „приспособления вследствие хотения животных“

Идея эволюции захватывает умы людей. В середине XIX века появляется тетрадка монаха Менделя с наблюдением о скрещивании гороха, которую сначала высмеивают и выкидывают, а в 1900-м году вдруг внезапно находят - и восхищаются. В 1909 году появляется термин "ген", изучаются хромосомы. Так что учение Ламарка признается смешным и вообще устаревшим.

Коллаж из интернетов
Коллаж из интернетов

Генетика в Российской империи

Разумеется, в Российской империи генетика тоже появилась как направление. И конечно, русские ученые экспериментировали.

Правда, есть один интересный нюанс, о котором сегодня говорят неохотно. Дело в том, что генетика изначально развивалась по типу "а давайте выведем клевое". Человека без недостатков, например. И да, это учение называлось "евгеника". Причем если на Западе было больше "общенаучных" исследований типа "Что такое ген?", то в России речь активнее шла именно об улучшении человека. У нас проводятся исследования, прямо называемые евгеническими. Издается Русский Евгенический журнал.

Вот так выглядел. Фото из интернетов
Вот так выглядел. Фото из интернетов

Одновременно проводятся нестандартные исследования генетики, которые выглядят порой вызывающими. Например, Илья Иванов пробивает тему "а давайте скрещивать человека и шимпанзе?" - он фанат межвидового скрещивания. Например, он вывел гибриды зебры и осла, крысы и мыши. Считалось, что такие исследования позволят создавать новые виды животных, а скрещивание человека и обезьяны позволит лучше понять наш геном.

Даже в газетах пишут. Интернет все помнит
Даже в газетах пишут. Интернет все помнит

Разрабатывается в Российской империи и сальтация - раскритикованное позже учение, по которому появление новых видов происходит скачком мутаций - появляются некие уникальные особи, которые потом превращаются в новый вид. Здесь была активная дискуссия ученых Коржинского с одной стороны и Тимирязева с Талиевым с другой.

Ну то есть генетика с одной стороны, вроде бы развивается, а с другой - вызывает неслабые споры. И эти споры усиливаются за счет не-генетических исследований

Мичурин и его ламаркианство

Иван Мичурин был небогатым дворянином. Его дед и отец увлекались разведением разных яблонь и груш, так что юный Ваня имел с детства крутую возможность работать с природным материалом плюс доступ к богатой сельхозбиблиотеке.

Еще в 1870-х годах он начал серьезные исследования по селекции растений. К 1910 годам достиг немалых успехов - например, в 1913 году всю его коллекцию гибридов хотели выкупить американцы. Причем Мичурин работал над созданием гибридов , в том числе преодолевая нескрещиваемость растений, создавая разные прививки (не в смысле укола, а приращивая к одному дереву побег другого)

Как умер Мичурин? Полез на елку за укропом, а его арбузами завалило
Анекдот

И да, работы Ивана Мичурина, казалось, спорят с темой генетики. А в некоторых местах прямо подтверждают доводы Ламарка. Так, например, гибриды в хорошем черноземе приживались хуже, чем в более бедных почвах - то есть борьба за жизнь стимулировала растения к развитию, и получившиеся гибриды потом плодились и размножались куда как лучше, чем прожившие в крутых условиях. И да, в 1898 году канадцы жаловались, что у них вымерзли все яблони, кроме мичуринского сорта.

Иван Мичурин гордится своими результатами
Иван Мичурин гордится своими результатами

Мичурин - ученый с мировым именем, с признанными по всему миру достижениями. В СССР он чуть не символ всей биологии. Но вот же любопытно - он не занимается генетикой как таковой, а местами чуть не опровергает доводы современников-генетиков. Он умер в 1935 году - запомним пока этот факт.

Тимирязев и генетика

Еще одной вершиной российской биологии начала века был Климент Тимирязев. Царский еще профессор (с 1902 года почетный профессор МГУ), который активно поддержал приход к власти большевиков, начал продвигать науку при новом строе. Увы, уже в 1920 году Тимирязев умер - однако он успел сделать крупные открытия - и в области фотосинтеза, и в направлении селекции растений, и в области экологии растений.

Климент Аркадьевич смотрит на вас с интересом
Климент Аркадьевич смотрит на вас с интересом

Основной период научной работы Тимирязева начинается в 1870-х годах. И он становится свидетелем радикального подхода к генетике - этакого оголтелого мендельянства. Сам Тимирязев, надо отметить, был одним из самых убежденных дарвинистов эпохи, и поэтому он критиковал своих коллег за попытки создать искусственные противоречия между генетикой и дарвиновской теорией естественного отбора:

Мне уже не раз приходилось говорить о менделизме и особенно об увлечениях мендельянцев, пытающихся придать этому учению, имеющему очень ограниченную область применения, какое-то чуть не универсальное значение. Особенно этим увлечением заражена небольшая кучка английских зоологов и ботаников — Бэтсон и его подголоски, разные Пунеты и Донкастеры, Локки и Кибли. Они, не стесняясь, величают сделавшего за всю жизнь небольшое, но хорошее исследование, скромного брюннского монаха — вторым Пастером, вторым Ньютоном, затмившим и заслонившим собою значение Дарвина. Каждый раз, когда мне приходилось касаться этого вопроса, я указывал на то, что учение Менделя не только смешно даже и сравнивать с таким действительно универсальным учением, как дарвинизм, но что оно даже не играет той роли, которую ему приписывают в более ограниченной области учения о наследственности. А главное, я каждый раз указывал, что менделизм сам по себе не в состоянии разрешать тех задач, за которые берётся, и в конце концов будет вынужден обратиться за помощью к физиологии и химии
К.А. Тимирязев. "Отбой мендельянцев", первые абзацы

Или так:

Ответ может быть один: для этого искусственно раздутого, почти фанатического превознесения труда Менделя не было подходящей почвы. Эту почву создал расцвет в последние годы истекшего столетия немецкого шовинизма и общеевропейского клерикализма. В Германии всеми средствами раздувалась вражда к Англии, ко всему английскому, превознесение всего немецкого, а клерикалы всех стран и оттенков подняли свой клич о «банкротстве науки», о «смертном одре дарвинизма».
Для немцев с этим двойным настроением Мендель был сущей находкой.
"Ein Deutscher von echtem Schrotund Коrn"/Настоящий подлинный немец - примечание Тимирязева/,— так рекомендует его своим читателям его первый немецкий издатель. "И всему этому положил основание монах — Грегор Мендель", — так заключает свою книгу о наследственности Корренс. В Англии, конечно, не шовинизм, а клерикальная реакция против дарвинизма, после долгого молчания вновь поднявшая голову, нашла в Бэтсоне одного из своих верных слуг.
Оттуда же, конец статьи

Заметьте, это пишет не "какой-то там недоучка лапотный" - это царский ученый, почетный профессор МГУ, признанный в мире. Работа 1912 года - и он говорит, что генетика раздута искусственно в политических целях.

"Когда в товарищах согласья нет..."

Итак, к началу истории мы подходим с любопытными результатами. В начале ХХ века столкнулись три направления. Учение Ламарка, которое было высмеяно, но, казалось, давало практические результаты. Учение Дарвина, которое было вроде бы основной парадигмой биологии. И учение Менделя, которое постепенно превращалось в известную нам генетику, но уже входящее в конфликт с дарвинизмом. Плюс к этому генетика была тесно связана с евгеникой.

И вроде бы у каждого из направлений были свои результаты и свои победы. Серьезная компиляция была еще впереди, а пока ученые пытались разобраться, кто же прав.

Дальше:


-----

Ставьте лайк, если не знали эту историю, подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение. Комменты открыты для конструктивного общения.