Найти тему

Математика 5-6 класс. Учебник "Арифметика" Пономарев С. А.1963 Тема: Множество и его численность.

Тему "Множества", современные школьники не понимают от слова "совсем". Этот термин у них на слуху, но что он обозначает догадываются единицы. И это не потому, что дети глупые, совсем нет. В современных учебниках понятие "множество", дается сухо, научно. Привязать этот термин к реальной жизни у ребенка даже фантазии не хватает.

Соответственно, в дальнейшем при работе с множествами определенных элементов, ребенок не понимает и не сопоставляет предлагаемые элементы. Понятие "множество" не формируется, работа выполняется чисто механически, математического осознания работы с различными множествами нет.

Ребенок даже не понимает, что он имеет дело с различными множествами.

Рассмотрим данную тему в учебнике 1963 года выпуска. Как же там раскрывается понятие "множество"?

Арифметические действия и множество, какая взаимосвязь?

Внимательно прочитайте текст представленный в учебнике.

Обратите внимание на картинки, выделите на них различные множества.

-2

И это важный момент в осознании соотношения численности двух множеств.

-3

У каждого множества есть определенное количество элементов. Это количество пересчитывается, выражается числом, затем эти числа сравниваются.

Делаем вывод: множества равночисленны или между ними ставится знак больше, меньше.

Осознание понятия "множество", дает ученику возможность решать даже самые сложные и запутанные математические задачи.

Самое главное, через понятие "множество", ученик познает действие сложения.

-4

Любое число - это численность одного множества. Складывая два числа, мы объединяем два множества и находим численность объединенного множества.

В приведенной выше задаче:

24 девочки - 1 множество,

15 мальчиков - 2 множество.

Объединяем 1 и 2 множества: 24+15=39

29 учащихся - это объединенное множество.

Второй рассматриваемый вариант:

14 учащихся сидят в первом ряду - 1 множество,

11 учащихся сидят во втором ряду - 2 множество,

14 учащихся сидят в третьем ряду - 3 множество,

24 девочки - 4 множество,

15 мальчиков - 5 множество.

Вопрос задачи: Сколько учащихся в классе?

Какие множества нужно объединить? Здесь придется включить осознанную логику. Ответ: 1, 2, 3 или 4, 5.

Соответственно решение этой задачи будет выглядеть следующим образом:

14+11+14=39

или

24+15=39

-5

Знакомясь с действием вычитания, ребенок должен осознавать, что множество делится на части и какая-то часть удаляется из множества.

-6

Объединение нескольких равночисленных множеств в одно путем сложения.

Рассмотрим предлагаемую задачу:

"Завод каждый выпускает по 24 машины. Сколько машин выпустит завод за неделю?"

24 машины в 1 день - 1 множество,

24 машины во 2 день - 2 множество,

24 машины в 3 день - 3 множество,

24 машины в 4 день - 4 множество,

24 машины в 5 день - 5 множество,

24 машины в 6 день - 6 множество,

24 машины в 7 день - 7 множество.

24+24+24+24+24+24+24=144

Упростить действие сложения можно действием умножения:

24х7=144

-7

Решаем задачу:

Пусть 960 школьников требуется построить в колонну по 8 человек в ряд. Сколько получится рядов?

960 - это объединение нескольких множеств в каждом из которых по 8 человек.

х- это количество множеств.

8*х=960

х=960:8 х - находим с помощью действия деления

х=120

Множество, количество множеств, их объединение, разбиение на части, все это прекрасная основа для понятийного объяснения смысла арифметических действий в математике.