Найти в Дзене

Скоростные гонки 1937 года. Раскова и Равикович

С АИР-6, на котором Раскова совершала групповой перелёт в 1935 году, она вновь встретилась два года спустя, когда уже работала штатным консультантом в НКВД СССР. В мае 1937 года Герой Советского Союза Михаил Водопьянов предложил организовать скоростные гонки легкомоторных самолётов по маршруту Москва – Севастополь – Москва. По замыслу организаторов, в них должны были участвовать 19 пилотов на машинах различных конструкций. Подробнее о других авиадостижениях Марины Михайловны можно прочитать в книге "Марина Раскова. За страницами "Записок штурмана". Купить её можно, заполнив форму по ссылке или написав на почту lukoyanovahistory@yandex.ru

Кроме АИР-6, в гонках были задействованы УТ-1, самолёт №12 Яковлева, легкокрылые и легкомоторные самолёты конструкции Грибовского. АИР-6, дополненный добавочными баками для горючего, «сочли нужным отправить в скоростные гонки вне конкурса, не для соискания приза, по скорости, а лишь для сравнения, с научно-практической целью». Расковой предложили поучаствовать на нём в гонках в качестве штурмана, за штурвал пригласили лётчика Равиковича.

Посовещавшись, экипаж решил придерживаться прямой линии, избегая обычных ориентиров на земле, чтобы сократить путь, и по возможности не делать посадок для заправки. Им повезло с погодой, и в итоге внеконкурсный АИР-6 прилетел в Севастополь четвёртым; горючего в баках оставалось ещё на 13 минут полёта. Другие лётчики посчитали, что именно присутствие штурмана на борту привело к такому впечатляющему результату. После заправки экипаж сразу отправился в обратный путь, но погода испортилась: дул сильный встречный ветер, уменьшавший скорость воздушного судна, что увеличивало расход бензина.

Раскова отказалась заправляться в Орле, надеясь дотянуть до Москвы. Им еле удалось добраться до Серпухова, поскольку горючее было на исходе, мотор стал «кашлять» и давать перебои. Тем не менее, посадка была успешной, мотористы проверили мотор и заправили баки, и, немного отдохнув, Раскова с Равиковичем улетели в Москву. В итоге они заняли в гонках шестое место и удивили конструктора Яковлева, отметившего, что его устаревшее творение за день преодолело 2400 километров. Из Москвы в Севастополь и обратно до Серпухова экипаж провёл за рулями 16 часов: на тот момент это был самый продолжительный полёт в жизни Расковой. Но скоро всё изменилось.