Часть 3
Тем временем на осколках западной части империи набирали силу франки. Собственно, познакомились с ними римляне довольно давно. Впервые этот племенной союз германцев упоминается ещё в 242 году н. э., когда франки вторглись в Галлию. Успешным вторжение отнюдь не было — будущий император Аврелиан, тогда командир VI Галльского легиона, разбил их наголову. Но, тем не менее, с территории империи они никуда не делись.
Ни самыми сильными, ни самыми многочисленными из германцев франки не были, так что после падения Рима им удалось отвоевать себе совсем небольшой кусочек Галлии. Правда, римский прокуратор Сиагрий никакого падения Рима не признавал, а Одоакра ни во что не ставил, но его мнение, в общем-то, никого не волновало, так что одиннадцать лет после воцарения Одоакра ему позволяли думать, что он таки имперский наместник.
А потом наступил 486 год, молодому и обидчивому вождю франков Хлодвигу I это ходячее недоразумение надоело, и он разогнал то, что Сиагрий считал своим войском, на поле близ Суассона. Сиагрию пришлось бежать в Тулузу, где сидел вождь вестготов Аларих II, но тот с молодым Хлодвигом предпочёл не ссориться и выдал ему незадачливого наместника, которого молодой вождь и казнил от греха подальше.
Расправившись с Сиагрием, Хлодвиг I заявил, что он теперь король королевства франков и основал тем самым династию Меровингов. Впрочем, такие новости понравились далеко не всем франкам, так что «своё» королевство Хлодвигу пришлось отвоёвывать довольно долго. Полагают, что ключевым моментом в его завоеваниях, побудившим франков, наконец, покориться новому властелину, стало принятие им христианства в 496 году.
В результате всех этих пертурбаций уже не совсем молодой Хлодвиг отхватил себе довольно изрядный кусок бывшей империи — аж до Рейна. Причём, несмотря на формальное название, Франкское королевство исключительно франкским вовсе не было — с учётом покорённых попутно племён франки вообще составляли в нём меньшинство, так что фактически Хлодвиг построил небольшую империю.
Ну а прочно усевшись на троне, Хлодвиг принялся сочинять себе биографию, а своему королевству — историю. Для начала он объявил своего деда, Меровия, в честь которого, собственно, и названа династия, королём салических франков и великим завоевателем.
Впрочем, существовал ли этот самый дедушка в действительности, тоже неизвестно — на письменные источники Тёмные века не богаты, потому и Тёмные. Но Хлодвиг, по сравнению со своими потомками, был ещё скромнягой — потомки и вовсе сочинили «Хронику Фредегара», по которой франки — это троянцы, а Меровинги — потомки если не Энея, то уж Приама точно.
Вся эта безудержная фоменковщина создаёт историкам, кроме общей скудости источников, ещё одну головную боль. Стремясь во что бы то ни стало сделать свой род древнее самого Адама, простодушные сочинители уничтожали и без того скудные источники. В итоге учёные знают, что Меровинги увлекались магией и считали себя великими волшебниками. А вот как они хозяйство организовывали и налоги собирали, науке неизвестно.
Впрочем, сочинительство сочинительством, а важность кодифицированного законодательства Хлодвиг тоже вполне хорошо понял, причём первым из всех племенных вождей. Именно при нём и была составлена написанная на вульгарной латыни «Салическая правда» — первый свод законов, который дотянул аж до Карла Великого и был довольно подробным.
Окончательно же объединил всех франков только правнук Хлодвига, Хлотарь II. Кроме объединения всех франков, причём после довольно тяжёлых войн, этот король добился, наконец, признания франков и со стороны галло-римлян, которые, вступая в браки с франкской знатью, образовали социальный слой магнатов, из которых и вербовалась административная и военная верхушка Франкского королевства.
Причём магнаты забрали себе столько власти, что в 614 году Хлотарь II издал Парижский эдикт, согласно которому чиновники непременно должны были быть местными уроженцами, да и магнатам с епископами, у которых были иноземные владения, тоже полагалось назначать в них чиновников не иначе как из местного населения. Это была изрядная уступка знати — теперь король мог и своих наместников тоже назначать только из местных, что их позиций в государстве отнюдь не ослабило.
Да и вообще эта попытка установления абсолютизма знать не особенно порадовала, и в 622 году королю пришлось выделить своему сыну Дагоберту отдельное королевство — Австразию, часть наследства Хлодвига I. Тут-то династии Меровингов фактически и пришёл конец. Сначала они фактически перестали править, фактически перепоручив дела майордомам, а потом сын победителя при Пуатье Карла Мартелла, Пипин Короткий, и вовсе сместил последнего Меровинга и воссел на трон сам, основав династию Каролингов.
Каролинги были людьми практичными, всякой ерундой вроде магии не занимались, а занимались делами государства. И очень вовремя они таки занялись делами — уже основателю династии, Карлу Мартеллу, пришлось разбираться с арабами, которые, захватив Испанию, в 717 году захотели себе и всю остальную Европу. Зато внук Карла Мартелла, Карл Великий, уже окончательно сделал королевство франков империей и короновался уже в качестве Императора Запада.
Впрочем, долго империя Карла Великого не протянула — разделили её уже его внуки в 843 году в Вердене. Получилось в итоге три королевства — Средне-Франкское, Западно-Франкское и Восточно-Франкское. Но и на этом распад не остановился. Запад остался относительно единым и превратился во Францию, зато в центре появились Лотарингия, Италия и Прованс. Да и восток, Германия, остался единым чисто номинально, превратившись в рыхлую конфедерацию герцогств.
Впрочем, именно распад империи Карла Великого и положил начало формированию в Европе национальных государств — формальной империей осталась только Германия, положившая начало Священной Римской империи германского народа, да и та к XVI веку не германские земли постепенно утратила.