Один из сильнейших штангистов Союза Серго Амбарцумян, пытаясь выполнить наказ Сталина, избивал болельщиков и тушил папиросы им о лысины. Читать о великом штангисте такое смешно. Реальная история его жизни гораздо интереснее либеральных баек как Сталин хотел «догнать и перегнать фашизм».
У моего любимого академика от эстетики Борева читаем, что в середине тридцатых самым сильным человеком планеты считался фашист Йозеф Мангер. Гитлер очень гордился этим «доказательством» превосходства арийской расы. А Сталин аж все усы повыщипал от досады.
Тогда Сталин приказывает разыскать лучшего силача Союза. Самым перспективным оказывается неизвестный армянский паренёк Серго.
Сталин, якобы, приказывает тому стать самым сильным человеком, а то расстреляют. И вот, через несколько лет перепуганный армянский штангист бьёт мировой рекорд Мангера.
Клюква, разумеется, первостатейная. Но именно её Вы найдёте в многочисленных перепевках, как только введёте имя Серго Амбарцумяна. Рекорд-то он побил, только всё было несколько не так.
Ранние годы будущего чемпиона обросли легендами. Веры им тоже немного. Какие-то сказки про маму спортсмена Большую Софью, которая ударом кулака убила корову.
Про самого Амбарцумяна, который как в старом кино про Супермена одной рукой поднимает грузовик-полуторку. Потому что машина была импортная, а домкраты плохие, отечественные. Как они такое выдумывают?
Якобы, увидев такие чудеса, лично начальник НКВД Армении приказал Амбарцумяну заняться штангой. А то.. ну Вы уже знаете, расстреляют же.
В реальности всё было не так, как на самом деле. Конечно же, Сталин не приказывал малоизвестному штангисту победить фашистов. К вождю на приём спортсмен попадёт в составе делегации спортсменов и уже в зените славы.
Про больших начальников НКВД – тоже байка. Да, Серго работал автослесарем в гараже НКВД в Ереване. Тогда же стал заниматься в ведомственном спортивном кружке.
Дело пошло и Серго становится членом команды «Динамо». Ровно тот же путь был у Юрия Власова. Только учился он в академии Жуковского, потому вместо «Динамо» ему выпало «ЦСКА». Личного звонка наркома для занятий спортом не требовалось.
В конце декабря 1938 года на соревнованиях в Ереване Серго показывает великолепный результат. По сумме трёх упражнений 433,5 килограмма!
Результат перебил рекорд Мангера. Но справедливости ради, на соревнованиях с германским атлетом Амбарцумян никогда не встречался.
Кстати, к вопросу о большой мнимой дружбе Сталина с Гитлером. На Олимпиаду в Берлине 1936 года мы уже к фашистам не поехали и собрали на следующий год свою, рабочую олимпиаду в Антверпене.
Только вдумайтесь – уже в 1936 году коммунистам всё было понятно. На один спортивный манеж выходить нельзя с фашистами, какая уж тут дружба!
После этого Амбарцумян становится звездой армянского, да и советского в целом спорта. С делегацией он оказывается в Кремле.
Сталин напутствует спортсменов на новые победы. Амбарцумяна награждают Орденом Почёта.
В Ереване нашим штангистам устраивают целый военно-спортивный фестиваль. Серго там достаётся роль древнего армянского героя Давида Сасунского.
Всё, что приходилось читать об Амбарцумяне, рисует его как человека интеллигентного, тактичного. И без всякой звёздной болезни «великого спортсмена».
Тем не менее, завистников хватало. В воспоминаниях известного советского штангиста Рудольфа Плюкфельдера, олимпийского чемпиона Токио 1964 года, читаем какие-то ужасающие байки.
Плюкфельдер рассказывал, что в мае 1940 года в Минске проходило союзное первенство по штанге. Там впервые штангистам поднимался флаг Союза. Впервые там выдавали наградные трико с советским гербом.
За золото сражались представители республик: Куценко и Амбарцумян. Потомок немцев Плюкфельдер и здесь выводит какое-то национальное соревнование. Не хуже, чем с фашистским атлетом.
А дальше какие-то лютые и некрасивые байки. Якобы, Амбарцумян накануне поединка искал в гостинице соперника, чтобы запугать. Но тот, киевский еврей сбежал прятаться в еврейскую общину.
На соревнованиях автор явно болеет за киевлянина. Амбарцумян бегает по залу, страшно ругается по-армянски. После неудачи на помосте больно наподдал какому-то болельщику под зад. Это точно советский спортсмен?
Плюкфельдер пишет:
«Ко второму подходу на 115 килограмм армяне своего разъярённого, заросшего волосами атлета выпускать не стали. Амбарцумяна выпустили на 120 килограмм. Но перед этим его решили подразнить».
Плюкфельдер пишет, что психолог посоветовал Квакину обложить атлета матом. Мол, тот разозлится и вытащит «на нервах» следующий подход.
Квакин послушался, обложил. Амбарцумян, якобы, пришёл в ярость и принялся друга душить.
«Квакин посинел, врач и психолог повисли на руках у Амбарцумяна. Кто-то небольшим диском ударил Серго по колену. Тот заорал, но не успел разглядеть обидчика. Тут секретарь соревнований подкрутил усилитель громкости и вынес гиганту Амбарцумяну последнее предупреждение - часы тикают, и три минуты, данные Серго для подхода, уже истекают».
Серго бросил задыхающегося Квакина и побежал поднимать штангу. Несмотря на драку, вес в 120 килограмм был взят.
«Амбарцумян всё время обращался к тренеру:
- Злите меня, злите! Иначе я сплю.
- Ну да, - сказал кто-то, - разозли его - и окажешься в больнице. Один вон уже лежит и стонет».
Даже Куценко боялся подходить к сопернику. Плюкфельдер пишет, что армянский психолог советовал киевлянину не подходить к Серго. Беда будет, зашибёт.
Дальше ещё смешнее. На следующий подход Серго, якобы, вышел с папиросой во рту. Это штангу-то поднимать? Рекордный вес?
Читаем далее:
«В самом конце первого ряда сидел человек с голой, как биллиардный шар, головой. Амбарцумян посмотрел влево и вправо, где бы погасить папиросу. Не найдя ничего лучшего, он потушил её о лысину несчастного зрителя. Тот заорал, в зале поднялись шум, волнение, вопли, скрип стульев. Но Серго, не обращая ни на кого внимания, как танк пошёл на помост».
Впрочем, подход не удался. Серго со штангой завалился в бок и вес не поддался. Впрочем, без Сталина и в этой байке не обошлось.
Плюкфельдер пишет, что болельщик с дымящейся лысиной звал милицию и грозил спортсмена посадить. Но его урезонивали:
«Что ты ему сделаешь? Его сам Сталин любит!
Кто-то из армян сунул лысому две красные купюры по 30 рублей - по тем временам неплохие деньги».
В общем, Серго киевлянину уступил и стал только вторым. Автор воспоминаний чуть ли не злорадствует по этому поводу. Выглядит крайне некрасиво.
По-моему, это всё выдумка. Я не представляю такого поведения советского спортсмена. Да ещё и прикрывающегося Сталиным.
Великий был спортсмен Амбарцумян и такого поведения никогда себе не позволял. Есть ещё одна байка, что дикий штангист работал охранником шахматиста Петросяна в матче с Ботвинником в 1963 году.
Ну понятно, советские шахматисты – страшные люди. На чемпионат без охраны зайти страшно, ферзями затыкают.
И опять – сказки. На самом деле Амбарцумян с гроссмейстером просто дружил. И самое удивительное – сам очень неплохо играл в шахматы. Такие тогда были штангисты.
Что же до Плюкфельдера, то знаменитый штангист и тренер с развалом Союза рванул жить в Германию. И свою книгу с разоблачениями Амбарцумяна писал уже там. Опубликована только в 2009 году.
Может с этим связаны антисталинские байки, рассказы о великом гитлеровском атлете Мангере и «разъярённом, заросшем волосами армянском атлете» Серго? Тогда уж дальше надо идти.
Дело в том, что в западных источниках пишут, что Мангер ушёл непобеждённым! Так и пишите – Сталину не удалось побить Гитлера в штанге!
Разгадка-то простая, как шарик под напёрстками. СССР до Второй Мировой в международную федерацию тяжёлой атлетики не входил. Потому буржуины могли рисовать себе любые рекорды, без оглядки на реальные достижения советских спортсменов.
Так что по бумажкам советский чемпион Амбарцумян так германского атлета и не побил. Только на самом-то деле буржуины знали, кто на самом деле сильнейший спортсмен планеты. А остальное – примерно как байки про дымящуюся лысину болельщика.