Найти тему
Балканист

Актив и пассив двух Иосифов: «Семь вражеских наступлений» по маршалу Тито и «Десять сталинских ударов»

Дмитрий Митюрин | Балканист

В нынешнем году исполняется 80 лет «Десяти сталинским ударам» - так, слегка упрощая реальность, советская пропаганда окрестила стратегические операции по освобождению территорий СССР и стран Восточной Европы. И этот же год отмечен другим 80-летним юбилеем - последним «Седьмым вражеским наступлением» против партизан Тито.

Концепция «сталинских ударов» явно была вдохновлена концепцией, которую выдвинул маршал Тито, говоря о «семи вражеских наступлениях». Решение о начале антифашистского восстания руководство компартии приняло на расширенном заседании 27 июня 1941 года, что, разумеется, было напрямую связано с нападением Германии на СССР.

Антифашистская война в Югославии вообще представляла собой своего рода уменьшенную (в соответствии с пропорциями двух стран) копию Великой Отечественной - в ней тоже были свои герои, предатели, великие битвы, яркие полководцы и даже свой «Сталин» - Иосип Броз Тито, поначалу всё же смотревший на старшего Иосифа снизу вверх (хотя и не слишком задирая голову).

Фашистская пропаганда подавала Тито как прислужника Сталина
Фашистская пропаганда подавала Тито как прислужника Сталина

Иосиф-младший тоже постоянно обращался к народу, войскам Народно-Освободительной армии (НОАЮ) и союзникам, разъясняя особенности текущего момента и перспективы борьбы. Статьи и обращения Тито публиковались в издаваемом Верховным штабом НОАЮ «Бюллетене». Там же публиковали и другие материалы, причём раскладка по достигнутым результатам и задачам на будущее обычно давалась по конкретным регионам бывшей Югославии. Однако такой подход имел свои издержки, поскольку по масштабам сопротивления разрыв между лидерами и отстающими зачастую выглядел слишком значительным. Это, в свою очередь, провоцировало неудобные вопросы о том, представители какой нации настроены более антифашистки. И Тито начал концентрироваться на военных событиях в которых участвовали главные силы НОАЮ, непосредственно подчинявшиеся Верховному штабу.

Югославские партизаны на марше
Югославские партизаны на марше

Летом 1943 года драматичную битву на Сутьеске https://balkanist.ru/bitva-na-suteske-yugoslavskoe-borodino/ он назвал «Пятым вражеским наступлением», повторив это в статье, опубликованной в августовском бюллетене. Четвёртым наступлением называлась битва на Неретве, а вот с тремя предшествующими всё оказалось не так просто, поскольку масштабных антипартизанских операций было гораздо больше, и не все они проводились против сил, подчинявшихся непосредственно Верховному штабу.

Тито и Иван Рибар во время битвы на Сутьеске
Тито и Иван Рибар во время битвы на Сутьеске

Но цифра Пять уже зафиксировалась вождём, а начальник Верховного штаба Арсо Йованович довёл число антипартизанских наступлений до семи, описав Шестое и Седьмое в соответствующих статьях, опубликованных в 1944 году всё в том же «Бюллетене».

Сталин материалы бюллетеней просматривал (хотя и в сжатом виде), стройность концепции оценил и творчески её переработал под свои пропагандистские нужды.

В условиях, когда страна жила войной, разъяснять народу ход боевых действий следовало в относительно доступной форме. К тому же такой упрощённый формат позволял отсекать всё неудачное в чисто военном и неудобное в политическом плане.

6 ноября 1944 года, на приуроченном к 27-й годовщине революции торжественном заседании Московского горсовета, Сталин перечислил десять ударов, которые Красная армия нанесла в 1944 году по фашистским захватчикам.

На самом деле в 1944 году советские войска провели около 40 (в зависимости от критериев подсчёта) стратегических операций, каждая из которых по масштабам не уступала отражённым НОАЮ семи вражеским наступлениям. Но «десять ударов», разумеется, тут же окрещённых «сталинскими», запоминались проще, звучали эффектнее, да и бравурнее по сравнению с «Семью вражескими наступлениями», обозначенными маршалом Тито.

Плакат с Тито — вождём антифашистской борьбы
Плакат с Тито — вождём антифашистской борьбы

Да и сама компоновка стратегических операций Красной армии в «Десять сталинских ударов» была проведена достаточно грамотно, хотя и с натяжками. Например, объединённые в Четвёртый удар Выборгская и Петрозаводская операции в плане стратегическом велись по разным направлениям, но в плане политическом были ориентированы на одну цель - вывод из войны Финляндии.

Более искусственным выглядит объединение в рамках Девятого удара Восточно-Карпатской и Белградской операций, но победные салюты в честь освобождения Белграда были призваны замаскировать неудачную попытку прийти на помощь Словацкому восстанию. Так что пришлось подводить две сильно разнесённые в пространстве операции под один знаменатель по принципу «здесь горы (Карпаты), и там горы (Балканы)».

Теперь о «Семи вражеских наступлениях» по маршалу Тито, которые в плане чисто военном представляют собой всё же не семь, а больше операций. И все они, кроме Первого, разворачивались в Боснии.

Пленные немцы под конвоем четников и партизан в Ужице
Пленные немцы под конвоем четников и партизан в Ужице

События «Первого вражеского наступления» в социалистической Югославии сводили к проводившейся немцами операции «Ужице» (25 ноября - 4 декабря 1941 года) по ликвидации созданной коммунистами в освобождённом районе Ужицкой республики. В итоге потрёпанные части НОАЮ под командованием Тито отошли через Санджак в Восточную Боснию. Перед самой операцией ранее сотрудничавшие в антифашистской борьбе коммунисты и четники поссорились, так что в ходе самой операции сражались и с оккупантами, и друг с другом. При этом на стороне немцев сражались четники соперника Драже Михайловича Косты Печенаца и сформированная из сторонников коллаборациониста Димитрие Летича Сербская добровольческая команда.

«Второе вражеское наступление» делится на операции «Юго-Восточная Хорватия» (15-23 января 1942 года) и Озринская (29 января - 4 февраля 1944 года), по ходу которых немцы и хорватские усташи при скромном участии итальянцев (1 батальон) потеснили партизан в Восточной Боснии.

Немцы сжигают дома во время операции «Трио»
Немцы сжигают дома во время операции «Трио»

Аналогичным образом закончилось и «Третье наступление», фигурирующее в немецких источниках как операция «Трио» (22 апреля - 15 мая 1942 года), с той разницей, что ведущая роль в ней принадлежала итальянцам. Интересно, что воспетое в югославской историографии и искусстве сражение на Козаре (10 июня - 17 июля 1942 года) в число «Семи вражеских наступлений» не вошло, поскольку было направлено не против главных сил, а против действовавшего отдельно 2-го Краинского партизанского отряда.

Четники и итальянцы во время битвы на Неретве
Четники и итальянцы во время битвы на Неретве

«Четвёртое наступление» - битва на Неретве (9 февраля - 23 марта 1943 года), выделяется не только масштабом, но и своими главными итогами. Больше всего вырвавшиеся из окружения партизаны потрепали четников. Усташи же в этой операции практически не участвовали.

Самым известным эпизодом сражения считается хитрость Тито с демонстративным уничтожением моста через Неретву. Когда вражеские силы были переброшены на другие участки, партизаны быстро переправились по восстановленному мосту и обрушились на четников.

Партизаны переправляются через Неретву по разрушенному мосту
Партизаны переправляются через Неретву по разрушенному мосту

«Шестое наступление» - Битва на Сутьеске (15 мая - 15 июня), с подачи Тито вошло в историю как «битва за спасение раненных». Здесь против партизан действовал самый широкий «интернационал» - немцы, итальянцы, усташи, четники, болгары.

Эпизод битвы на Сутьеске. Прорыв из окружения
Эпизод битвы на Сутьеске. Прорыв из окружения

Шестое наступление - Операция «Шаровая молния» (2-16 декабря 1943 года), имеет другую особенность. Здесь немцы со своими хорватскими и болгарскими союзниками действовали не против главных сил Тито, а против 2-го ударного и 3-го Боснийского корпусов НОАЮ, настроенных на прорыв в Сербию. Такая перспектива немцев пугала в свете возможной высадки на Балканах англо-американцев. В Сербию партизаны не прорвались, но хлопот противнику доставили немало. Главными героями здесь стали прославившийся на Козаре Коста Надь и будущий участник освобождения Белграда Пеко Дапчевич.

Коста Надь (слева) и Пеко Дапчевич
Коста Надь (слева) и Пеко Дапчевич

Завершает же список вражеских наступлений операция «Ход конём» (25 мая - 6 июня 1944 года), главная цель которой носила персонализированный характер - захват или уничтожение Тито, по возможности, вместе с Верховным штабом. Вырваться из ловушки маршалу удалось благодаря своевременно прибывшему советскому самолёту.

Тито и члены Верховного штаба в Дрваре. Май 1944 года
Тито и члены Верховного штаба в Дрваре. Май 1944 года

Время вражеских наступлений закончилось. Пришло время наступать партизанам, и первый свой мощный удар они наносили вместе с Красной армией - в рамках «Девятого сталинского удара».

Сегодня о том, что собой представляли «Семь вражеских наступлений» по маршалу Тито помнят немногие. Зато термин «Десять сталинских ударов» не забылся даже после «развенчания» культа личности Сталина, а ныне - на фоне новейших попыток переписывания истории - даже заиграл новыми красками.

После боёв на улице Князя Милоша в Белграде, 1944 г. Общественное достояние
После боёв на улице Князя Милоша в Белграде, 1944 г. Общественное достояние