Найти тему
Дневник впечатлений

"Евгений Онегин" в театре Вахтангова: Ну, заяц, погоди!

Вчера побывали в театре Вахтангова на спектакле "Евгений Онегин". Вообще хотела собраться с мыслями получше, прежде чем публиковать статью, но сегодня же - день рождения Александра Сергеевича! Как пропустить такой повод?..

После спектакля "Маскарад", который мы посмотрели в сентябре (прочитать мои впечатления о нем можно здесь), нам уже ничего не было страшно. Мы были готовы ко всему. Тем более, что режиссер у обоих спектаклей один и тот же - Римас Туминас, так что мы примерно понимали, что нас ждёт.

Его руку узнать было легко. По внезапным персонажам (рыба и водолаз в "Маскараде", заяц в "ЕО"). По неожиданным гротескным, практически фарсовым вставкам. По завораживающему снегопаду, пронзительной музыке. По невероятной силы искренности. И просто хорошему вкусу, несмотря на всю спорность некоторых моментов.

Вот совсем недавно, буквально этой весной, многие из нас посмотрели фильм "Евгений Онегин" режиссера Сарика Андреасяна. Тогда я подумала, что ж, не шедевр, но неплохая попытка. Теперь я понимаю, что эта попытка была как воздушный шарик. Красивая, приносит мимолётную радость, но пустая и быстро лопается.

Фильм - пластиковый. В спектакле бьётся живое сердце. И кстати, Онегина играет тот же Виктор Добронравов, что и в фильме. Но насколько же иначе всё это выглядит!

-2

Вообще актёрский состав - это какое-то невероятное ярчайшее созвездие. Ирина Купченко, которая выходит на единственную сцену, и от которой невозможно оторвать глаз. Людмила Максакова, которая в свои 83 творит на сцене что-то невозможное! Сергей Маковецкий, чей Онегин (да, Онегиных, как и Ленских, на сцене двое, и это тоже необычное, но интересное решение), так вот, Маковецкий показывает нам Онегина сквозь годы, такого, каким мы его никогда не видели и не представляли, наверное.

Но, как и в "Маскараде", главным шоком стали исполнительницы женских ролей - Мария Волкова (Ольга) и Ольга Лерман (Татьяна). Это игра на разрыв души. Больше ничего не могу сказать. Отмечу лишь, что я полностью переосмыслила образ Ольги, он стал для меня в разы глубже. А Татьяна... она просто проживает трагедию, взрослея буквально на наших глазах. После ее ответа Евгению в финале спектакля народ кричал браво и устроил овацию. Не помню, когда я в последний раз слышала такое в театре не после красивой арии, а после драматического монолога.

-3

Да, классика здесь прочтена необычно. Но она остается классикой. Всё на месте - и любимые пушкинские строки, и костюмы эпохи, и строгие, но в то же время выразительные декорации. В них иногда просто тонешь - зеркальный задник не просто делает сцену больше и объёмней, он заставляет смотреть туда, вглубь всё пристальней и пристальней, и порой ловишь себя на том, что уже ТАМ, через зеркало, следишь за действием...

И эти вставки, повороты, которые ты не всегда понимаешь и уж точно вообще не ожидаешь - и они гармоничны! Путешествие в кибитке из имения Лариных в Москву. Зима. Снег. Охота на зайца, который ужасно напоминает того, из мультика: "Я не ел моркоооовь!!!". Только разве что женского рода. Вот, почти загнали. Сейчас будет выстрел. Но заяц лихо пьет шампанское, нагло идёт на оторопевшего охотника.... целует его и исчезает в кустах. Заяц жив, охотник в шоке, но в целом доволен. Поехали дальше. Вот что это было? Бред? Может и так. А как по мне - так отсылка на того зайца, что не дал Пушкину уехать из ссылки к декабристам. В любом случае это самым непостижимым образом "встряхивает" спектакль, избавляет зрителя от какой-то излишней серьезности и с новым настроением отправляет дальше, к финалу.

И мне кажется, это понравилось бы Пушкину. И заяц, и весь спектакль. Он стал бы отличным подарком Александру Сергеевичу ко дню рождения. Поэт умел ценить прекрасное, и с чувством юмора у него все было хорошо. А самое главное - он непременно почувствовал бы ту любовь к нему, которую излучает и сам спектакль, и актеры, и зрители.