Далеко не премьера, но не могу не поделиться впечатлениями. Побывали мы тут в театре Вахтангова на спектакле "Маскарад". А я ужасно, признаться, не люблю заранее читать о спектаклях. Хочу, чтобы моё восприятие не было искажено чужими отзывами и рецензиями. Ну и потом... "Маскарад" - мне казалось, что с этим произведением Лермонтова нельзя ничего такого уж совсем особенного натворить, чтобы публика... скажем так, пребывала в шоке.
Ан нет. Можно.
Итак, постановка режиссера Римаса Туминаса, в прошлом году поспешно покинувшего Россию. Более неоднозначной постановки мне пока что видеть не приходилось. Первые 10 минут я сидела в полнейшем недоумении. Да, "Маскарад" читала не вчера, но прекрасно помню, что там происходит. Однако происходящее на сцене заставило меня усомниться в собственной памяти: что это вообще такое и кто все эти люди? Больше всего удивила гигантская рыба, вынырнувшая из-под сцены. Более того: актеры изъяснялись исключительно мычанием, непонятными звуками и жестами. Пантомима?!.. Вот тут я пожалела о том, что не почитала заранее об этой постановке)))
Но вот прошли первые минуты, всё как-то наладилось. Герои заговорили человеческими голосами)) Зазвучали лермонтовские строки, а уж когда грянул вальс Арама Хачатуряна, написанный для того, старого вахтанговского "Маскарада" 1941-го года, мне лично стало вообще уже не так важно, что происходит на сцене - лишь бы звучала эта невероятная музыка!
Да, постановка крайне неоднозначная. "Маскарад" - произведение, скажем так, не юмористическое и даже не сатирическое, на мой взгляд. На сцене же очень много гротеска, фарса, непонятных мне лично вставок, на которых публика хохочет. То есть, сами по себе они понятны, но непонятно - зачем?.. То рыба из проруби выскакивает, то мертвеца таскают по сцене, а потом топят (и это вот вообще не смешно, а дико неприятно), то вдруг из проруби вылезает водолаз и в изумлении осматривается, то барышни повторяют за баронессой Штраль одни и те же строки на разный лад, то визжа, то раздеваясь до белья, то Звездич со слугой вдруг начинают говорить с грузинским акцентом. Всё это наверняка по задумке режиссёра имеет какое-то значение и смысл, но всё равно остается ощущение, что к "Маскараду" и Лермонтову не имеет никакого отношения.
Некоторые зрители уходили - и во время первого действия, и в антракте. Однако лично у меня нет впечатления, что это плохой спектакль. И именно в этом вся неоднозначность постановки на мой взгляд. Нет сожаления, что мы пришли и потратили время. При всех странностях полёта режиссёрской фантазии спектакль оставляет желание думать, обсуждать, он передает мрачноватый дух лермонтовского "Маскарада".
Тут, конечно, огромная роль великолепного актерского ансамбля. Назову только некоторых: Евгений Князев, Леонид Бичевин, Лидия Вележева. Отдельное восхищение нежнейшей Ниной - Мария Волкова.
Впечатление усиливают изумительное освещение и решение с падающим снегом на фоне чёрного задника сцены. В сочетании со звуками волшебного вальса это просто завораживает, даже гипнотизирует. Здесь все очень красиво, и это нельзя не признать. И маленький снежок, превращающийся постепенно в гигантский ком лжи и несчастий, под которым гибнут герои - в переносном смысле, к счастью. И белоснежная статуя, уступающая в финале место Нине...
Поэтому если меня спросят, стоит ли смотреть: да, однозначно, идти, смотреть, думать, обсуждать! Это и есть настоящий театр, когда есть, о чем говорить и о чем думать .