Муж Лидии Соколовой, уехавший на заработки в США, неожиданно вернулся три года спустя и заявил, что забирает жену и дочь в Америку. Лидия была шокирована. Михаил больше двух лет не выходил на связь, и она была уверена, что супруг бросил семью. Рассказав матери о случившемся, девушка посетовала, что ей совсем тяжело воспитывать ребенка одной, и, возможно, эмиграция действительно поможет решить бесконечные финансовые проблемы. Однако Светлана Петровна была категорична. Верить предавшему нельзя. К тому же женщина напомнила, что дочь не одна. У Лидии был мужчина, ухаживание которого она приняла, когда супруг бросил её. Соколова ответила, что Евгений, уехавший на заработки на север, уже месяц не выходит на связь. Видимо, ему она тоже не нужна. Поддавшись на уговоры матери, девушка всё же позвонила любимому. Тот, объяснив, что были перебои со связью, сообщил, что останется на вахте еще на пару месяцев. Решив, что это просто отговорки, Лидия порвала с мужчиной и заявила матери, что поедет с мужем в Америку.
***
Через три недели Лида пригласила мать на семейный обед, чтобы та сама могла убедиться, что у Соколовых всё хорошо. В прошедшие дни женщина не касалась в общении со Светланой темы отъезда, чтобы не ссориться лишний раз.
Встреча проходила мирно, но когда Светлана Петровна узнала, что родные уже получили визы, снова стала уговаривать дочь остаться.
— Всё, поезд пошёл, — объявил теще Михаил. — Билеты куплены, документы собраны, хата продана. Так что пожелайте дочери счастливого пути.
— Миша, ну, давай, рассказывай, — спокойно сказала Светлана Петровна.
— Так а что рассказывать?
— Ну, как что рассказывать? Где ты был так долго? Почему не звонил?
— Как где? Работал. На благо семьи, — ответил Михаил. Заметив, что теща недоверчиво улыбнулась, он продолжил: — Сначала у меня не всё получалось. И всё было бы благополучно.
— Да, да, да. А потом?
— Я просто не знал, как вам об этом сказать. Мне было стыдно.
— Стыдно ему было, представляешь? — Светлана Петровна посмотрела на дочь.
— Мам, прекрати.
— Боже мой, стыдно. Тебе стыдно? Да ладно! Ты же семью свою предал и обманул. И в следующий раз поступишь точно так же. Лида, я тебя уверяю, что он вас там бросит, и вы останетесь одни. Это точно.
— Я понимаю, Светлана Петровна, что вы боитесь оставаться одна, но почему же ваша дочь и внучка должны прозябать в этой халупе?
— Миша, ну прекратите! Мама, ну не надо вам всё это при ребёнке!.. — высказала недовольство Лидия. — Сашунечка, иди, пожалуйста, к себе в комнату, хорошо? — обратилась она к дочери.
— Но мы же нормально разговариваем, — не согласилась Светлана Петровна.
— Мама, прекрати, пожалуйста.
— Подожди, дочка. Слушай, Миш, у меня один вопрос. Миш, скажи, пожалуйста, вот ты говоришь, что в Америке так хорошо, замечательно, а зачем же ты сюда приехал? И главное, что приехал и вспомнил вдруг, неожиданно, через несколько лет, оказывается, у него есть дочка и жена.
— Я прошу тебя, мам, прекрати.
— Зачем тебе они? Вот скажи, вот зачем тебе они?
— Знаете что?..
— Нет, ты мне ответь, зачем тебе они?
— Знаете что, Светлана Петровна, закройте свой рот, — грубо ответил зять.
— Миша, не смей разговаривать так с моей мамой. Ну ты что?
— Да я с ней больше вообще ни о чём разговаривать не хочу.
— Хамло! — сквозь смех констатировала Светлана Петровна.
— Пойду, лучше с Сашкой уроки поделаю. Я обещал. — Михаил встал из-за стола и добавил: — А мужик слово держит.
Несмотря на смех, Лида видела, как страдает мама. Молодая женщина очень переживала, что придётся оставить её одну. Но сейчас Лида думала только о том, как будет лучше ее дочери. На своей жизни она уже поставила крест и теперь делала всё это для счастья своего ребёнка.
***
Вечером, после ухода Светланы Петровны, Соколовы просматривали документы для отъезда. Неожиданно Лида поняла, что не может найти свой загранпаспорт. Михаил не на шутку разволновался.
— Неделя осталась до вылета. Где ж ты могла его потерять? — возмущенно спросил он.
— Тише, Саша спит, — сделала замечание Лида. — Я не знаю, он был в этой папке.
— В какой папке?
— Вот в этой. Я принесла визу и положила ее в эту папку вместе с паспортом.
Михаил сам еще раз просмотрел документы и тоже ничего не обнаружил.
— Вспомни, где ты в последний раз видела свой паспорт.
— Так я...
— Что?
— Я маме показывала визу.
— Ну, теперь всё понятно, — Михаил с укором посмотрел на жену.
— Что понятно? — До Лиды до сих пор не доходило.
— Мама твоя его украла. Она хочет, чтобы ты осталась в этом клоповнике.
— Перестань. И прекрати называть мою квартиру клоповником.
— К счастью, она больше не твоя.
— Нет, этого не может быть. Мама, конечно, перегибает палку, и тебя она недолюбливает, я согласна, но...
— Но кроме неё...
— Нет, нет, нет, Миша. Опуститься до воровства?..
— Иногда люди на это идут.
Конечно, Миша был прав. Единственный человек, которому это было выгодно — Светлана Петровна. Но всё равно Лидия не хотела думать, что мать могла выкрасть у нее документы.