МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий руководство и координацию работ в области гражданской обороны и ликвидации ЧС.
Для осуществления большого объема работ, связанной с предупреждением и ликвидации чрезвычайных ситуаций появилась РСЧС - Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными направлениями работы РСЧС можно назвать:
- создание единой нормативно-правовой базы системы;
- развитие системы управления и укрепление ее органов;
- усиление научно-методического и информационного обеспечения системы;
- укрепление сил системы;
- совершенствование материальной базы системы;
- повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;
- расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран
Непосредственно для организованного управления силами и средствами РСЧС оно делится и функциональных и территориальных подсистем:
- Федеральный. На федеральном уровне-межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;
- Региональный. Охватывает территории нескольких субъектов РФ, - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий МЧС;
- Территориальный. Охватывает территорию субъекта РФ, - комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;
- Местный. Охватывает территорию района, города(района в городе)-комиссию по ЧС органов местного самоуправления;
- Объектовый. Охватывает территорию организации или объекта,- объектовые комиссии по ЧС;
Беря в расчет непосредственно структуру непосредственно системы МЧС России, выглядит она следующим образом:
Руководство МЧС России:
- Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий;
- Первый заместитель министра;
- Статс-секретарь и 7 заместителей министра.
Непосредственно двигаясь дальше по системе мы выходим на департаменты МЧС России:
- Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны;
- Территориальной политики. Гражданской защиты. Тыла и вооружения.
Административный; - Надзорной деятельности;
- Организационно-мобилизационный. Кадровой политики;
- Международной деятельности;
- Финансово-экономический;
- Инвестиций и капитального строительства;
Следующим органом управления силами и средствами МЧС России выступает центральный аппарат, в его введении находятся 9 департаментов, 9 управлений и один отдел:
Департаменты:
- Департамент управления;
- Департамент Гражданской обороны;
- Департамент предупреждения и ликвидации ЧС;
- Департамент материально-технического обеспечения и вооружения;
- Департамент мероприятий защиты населения и территории;
- Департамент финансово-экономический;
- Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов;
- Департамент международного сотрудничества.
Управления:
- Управление кадров;
- Организационно-мобилизационное управление;
- Управление аппарата министра;
- Управление связи и оповещения;
- Научно-техническое управление;
- Управление авиации;
- Правовое управление;
- Медицинское управление;
- Хозяйственное управление;
Отдел:
Информационный отдел (пресс-служба).
Хотелось бы заострить внимание на одном из важнейших структурных подразделений национальный центр управления в кризисных ситуациях - является ключевым органом повседневного (оперативного) управления в системе гражданской обороны и защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации.
В числе основных задач НЦУКС – подготовка предложений по применению дежурных сил и средств, обеспечение оперативного управления силами РСЧС в ходе выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль за готовностью подразделений оперативного реагирования к действиям по предназначению, оповещение и информирование населения через СМИ и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах.
Далее по структуре системы МЧС России идут уже Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В их задачи входит регулирование вопросов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствия непосредственно в регионах, так называемые Главные управления МЧС России по субъектам.
Организационная структура МЧС России очень сложная, но не смотря на это является слаженной и готовой к выполнению любых поставленных на неё задач системой.