Мы рассказали вам так много историй о судьбах женщин, ставших заложницами проклятия королевы Виктории, что кажется, что и говорить больше не о ком. Но, увы, кажется, нет ни одной семьи среди потомков легендарной правительницы, которой бы не коснулся жестокий рок.
Сегодня мы расскажем вам об удивительной женщине. Ее жизнь похожа на увлекательный сериал - проклятие крови, кругосветные путешествия, раскол семьи, руководство университетом... И 98 лет жизни. Позвольте познакомит вас с еще одной Алисой. Самой младшей внучкой королевы Виктории.
Жизнь, отмеченная смертью
Мы уже не раз упоминали в своих рассказах младшего сына королевы Виктории Леопольда, герцога Олбани. Он стал первым, у кого проявилось семейное проклятие, гемофилия. Читая дневники и автобиографии родных Леопольда, ты невольно проникаешься к нему симпатией. Несмотря на тяжелый недуг и вечную угрозу смерти, он оставался человеком мягким и сострадательным, готовым поддержать родных в любой сложной ситуации. Когда его племянницы, сестры гессенские, потеряли мать, Леопольд часто навещал девочек и старался их развлечь. Особенно дружен он был с младшей - Аликс, будущей императрицей Александрой Федоровной.
Когда-нибудь мы обязательно расскажем вам прекрасную историю о недолгом, но таком счастливом браке Леопольда и Елены Вальдек-Пирмонтской. Но сегодня речь пойдет об их дочери. Леопольд одинаково сильно любил погибшую сестру Алису и ее младшую дочь Аликс (Алису-младшую), что было бы странно, выбери он для своей крошки другое имя. Отец обожал маленькую Алису, но, к сожалению, проводил с ней очень мало времени.
Все дело в том, что здоровье Леопольда, несмотря на все усилия докторов, неуклонно ухудшалось. Молодой человек страдал не только физически, его тяготило положение, из-за которого он не мог полноценно проводить время с семьей.
Жену и дочь он просто обожал. Когда боли стихали, он долгими часами возился с девочкой, находя в этом главное удовольствие жизни. Дочь была ответом на его молитвы - Леопольд не только боялся, что передаст свою болезнь сыну, но и что вовсе не сможет стать отцом. Теперь он мечтал о большой семье. Он хотел дать детям то, что не смогли дать ему родители - свою любовь и поддержку. К тому же у Леопольда вскоре появился новый повод для радости - едва оправившись от родов, жена была снова беременна!
Но, как назло, приход зимы усугубил плохое самочувствие принца. Врачи наставительно рекомендовали ему уехать на курорт, хотя бы в Канны, а весной вернуться домой. Леопольд колебался. Он не хотел оставлять Елену и Алису. Но жена настояла. Теперь, когда у них появился новый смысл жизни, пара месяцев разлуки не значила ничего. Впереди была долгая и счастливая жизнь в окружении гомонящих ребятишек. Леопольд согласился.
Зима в этот год выдалась затяжной. Возвращение домой было решено отложить на месяц. Леопольд должен был вернуться в первых числах апреля и провести с Еленой последние четыре месяца ее беременности. Двадцать седьмого марта Леопольд в своей резиденции в Каннах "Вилла Невада" он поскользнулся и упал, повредив колено и ударившись головой. Любой другой на месте Леопольда, немного отдохнув, отправился бы дальше по делам. Но, увы, помимо проблем со свертываемостью крови, у гемофиликов наблюдается крайняя хрупкость сосудов и тканей.
Началось кровотечение. Врачи, которые всюду сопровождали принца, начали борьбу за его жизнь. Поначалу все внимание было направлено на колено и остановку крови, но вскоре принц начал проваливаться в забытье и стало ясно - удар головой оказался опаснее, чем предполагали ранее. Несмотря на все усилия врачей, спасти принца не удалось. Он умер на рассвете следующего дня.
Сегодня на меня и всех нас обрушился еще один ужасный удар. Моего любимого Леопольда, этого яркого, умного сына, который столько раз выздоравливал после таких страшных болезней и различных мелких несчастных случаев, забрали у нас! Потерять еще одного дорогого ребенка вдали от меня, того, кто был таким одаренным и оказал мне такую помощь, слишком ужасно!
Королева Виктория
Потеря Леопольда стала страшнейшим ударом для беременной Елены. Королева Виктория, которая после смерти первой дочери стала с большим вниманием относиться к членам своей семьи, страшно переживала за невестку. Она помнила, что испытывала сама, лишившись Альберта.
Но здесь маленькая герцогиня проявила невероятное мужество. Теперь она жила за двоих. Удивительно, но смерть Леопольда не только не заставила Елену замкнуться в своем горе, напротив, кажется, что теперь вся доброта и все силы мужа перешли к ней. Она не только с еще большим пылом взялась за дела благотворительности, науки и искусства, главной целью ее жизни стало счастье детей. И в этом она преуспела. Глядя на фотографии Елены с детьми, сделанные в разные годы их жизни, всегда ощущаешь ту нежность и любовь, с которыми она относилась к своей семье.
Сын Карл, рожденный летом, унаследовал титул отца. Семья счастливо проживала в уютном уединении Клермонт-хауса. Когда Карлу исполнилось пятнадцать, он был разлучен с сестрой и матерью. Карл стал герцогом Саксен-Кобург-Готским, унаследовав этот титул от дяди. Именно тут возникла дружба, ставшая впоследствии роковой - "шефство" над Карлом взял его двоюродный брат, император Вильгельм Второй.
Маленькая, счастливая принцесса
Но вернемся к нашей героине. Несмотря на потерю отца Алиса росла в атмосфере любви и заботы. С ранних лет она была вовлечена в занятия матери благотворительностью, которой уделяла много времени. Девочке дали прекрасное образование, она легко находила общий язык как с представителями высоких домов, так и с простыми людьми, не видя между ними большого различия.
Вообще, если охарактеризовать Алису, то портрет получится довольно любопытным. Она была очень открытой, гостеприимной, любопытной, привязанной к своим родным и близким. Вместе с тем Алиса могла быть резкой, она никогда не стеснялась говорить горькую правду и поднимать острые темы. В ее характере присутствовал некий фатализм - какие бы удары судьбы ни наносила ей жизнь, она никогда не замыкалась в своем горе. Как и ее мать, Алиса принимала их безропотно, все свои силы отдавая на преодоление беды.
Расставание с братом далось ей тяжело. Однако вскоре предстояла еще более горькая разлука - Алиса должна была выйти замуж. К сожалению, нам доподлинно неизвестно где и при каких обстоятельствах Алиса познакомилась со своим будущим мужем Александром Кембриджем. Предполагается, что это могло случиться на свадьбе принца Джорджа (будущ. Георга Пятого) и принцессы Мэри.
Александр приходился братом невесте, Алиса была одной из подружек невесты, неудивительно, что они обратили внимание друг на друга. Спустя год состоялась свадьба. Она праздновалась по-настоящему пышно. Роль подружек невесты сыграли пять кузин Алисы. Несмотря на прекрасный праздник, этот день был омрачен отсутствием королевы Виктории, к которой Алиса была очень привязана.
Они поженились в часовне Святого Георгия, в Виндзорском замке, 10 февраля 1904 года, а шесть дней спустя, в рамках празднования свадьбы, Александр был произведен в рыцари Большого креста Королевского викторианского ордена.
Начиналась новая семейная жизнь.
Начало бед
Казалось, что счастье будет длиться вечно. Муж, видя привязанность жены к матери согласился поселиться в Клермонт-хаусе и легко нашел общий язык с Еленой. Семья вела уединенный образ жизни, насколько это позволяли обязанности Александра. Спустя два года после свадьбы на свет появилась маленькая Мэй, названная так в честь тети, королевы Мэри. Еще спустя год родился долгожданный наследник, Руперт.
И тут произошло страшное. Вскоре после рождения Руперта выяснилось - мальчик болен гемофилией. Это стало ударом. Особенно тяжело восприняла новость Елена - она видела, что творила болезнь с ее любимым Леопольдом. Теперь все силы и внимание женщин были обращены на Руперта.
Когда через три года родился малыш Морис, семья замерла в ожидании. Все ждали, проявит ли себя проклятие королевы Виктории или нет. Алиса старалась сохранять оптимизм, ведь с малышом все было хорошо. Конечно, болезнь могла проявить себя и позже, но врачи были настроены оптимистично - Морис здоров и развивается в соответствии со своим возрастом. Ничто не предвещало беды.
Однажды утром он просто не проснулся. Морис умер в своей колыбели, не дожив и до шести месяцев. Синдром внезапной детской смерти.
Это стало ударом. Алиса, которая все это время жила в опасении смерти Руперта, теперь по-другому взглянула на воспитание сына. Никто не был застрахован от смерти, иногда она просто приходила. Поэтому не было смысла в том, чтобы ограничивать жизнь мальчика, обрекая его на жалкое существование.
Она решилась и вопреки мольбам матери отказалась от идеи домашнего воспитания. Руперт посещал школу Ладгроув и Итон, после чего поступил в Тринити-колледж в Кембридже. Наступило недолгое затишье, а затем удары судьбы стали сыпаться один за другим. Самое страшное было впереди.
Продолжение: