2,1K подписчиков

Тициан: великолепный век + 14 картин

673 прочитали
Автопортрет, ок. 1560 гг., Берлинская картинная галерея
Автопортрет, ок. 1560 гг., Берлинская картинная галерея

Тициан Вечеллио (ок. 1488-1576) был плодовитым, многогранным и невероятно влиятельным художником, ставшим ведущей фигурой в эпоху расцвета венецианского искусства. Его экспрессивная техника произвела революцию в масляной живописи. Современники считали Тициана величайшим мастером, и его статус одного из гигантов мирового искусства сохраняется до сих пор.

Международная слава Тициана при его жизни была основана на его портретах, хотя он также великолепно писал мифологические и религиозные сюжеты. Тициан с равным мастерством изображал как чувственный эротизм, так и глубокую трагедию. Его авторитет был чрезвычайно велик, и такие художники, как Рубенс, Пуссен, ван Дейк, Веласкес и Рембрандт, выражали своё восхищение его талантом.

Тициан родился в Пьеве-ди-Кадоре, примерно в 110 километрах к северу от Венеции. Точная дата его рождения остается предметом споров среди учёных: предположительно, это произошло около 1488 года, хотя некоторые исследователи склоняются к 1490 году.

"Бегство в Египет", ок. 1508 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Бегство в Египет", ок. 1508 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Происходил Тициан из зажиточной и уважаемой семьи; его отец занимал различные административные должности. Мало что известно о его юных годах и образовании. По-видимому, Тициан получил только базовые знания, так как не владел латынью, обязательной для серьёзного образования того времени. Тем не менее, в зрелости он подружился с выдающимися писателями, такими как, например, поэт и сатирик Пьетро Аретино, что свидетельствует о его интеллигентности и способности чувствовать себя уверенно в культурной среде.

Несмотря на то, что семья Вечеллио не имела отношения к искусству, Тициана и его брата Франческо отправили в Венецию для изучения живописи. Считается, что сначала Тициан учился у посредственного художника Себастьяна Цуккато, затем перешёл к Джентиле Беллини, а позднее к его брату Джованни. Возможно, именно в этот период он познакомился и подружился с другим учеником Беллини, Джорджо Кастельфранко, позже ставшим известным как Джорджоне.

"Пасторальный концерт", ок. 1509 г., Лувр, Париж. Авторство картины установить затруднительно: по одной версии её написал Тициан, по другой - Джорджоне
"Пасторальный концерт", ок. 1509 г., Лувр, Париж. Авторство картины установить затруднительно: по одной версии её написал Тициан, по другой - Джорджоне

В 1508 году Тициан начал сотрудничество с Джорджоне, старшим и более опытным художником, над важным проектом: фресками для наружной части Фондако-деи-Тедески, штаб-квартиры немецких купцов в Венеции. Этот престижный заказ стал ключевым этапом в карьере Тициана. К сожалению, фрески с изображением огромных классических фигур не смогли выдержать влажный венецианский климат, и до наших дней сохранились лишь фрагменты.

Джорджоне скончался от чумы в возрасте около тридцати лет, но его мечтательный и загадочный стиль оказал заметное влияние на Тициана. Исследователи полагают, что Тициан завершил несколько незаконченных работ Джорджоне. На самом деле, стили этих двух мастеров были настолько похожи, что авторство некоторых произведений до сих пор вызывает споры.

"Флора", ок. 1515-1517 гг., Галерея Уффици, Флоренция
"Флора", ок. 1515-1517 гг., Галерея Уффици, Флоренция

В 1511 году Тициан создал свою первую датированную и сохранившуюся работу — три фрески с сюжетами из жизни Святого Антония Падуанского в Базилике Святого Антония. Эти крупные и впечатляющие произведения отличаются ясностью, величием и жизненной силой. Однако фрески были редкостью в творчестве Тициана, так как он предпочитал другие техники живописи. В том же году произошло значительное событие: Себастьяно дель Пьомбо, который мог считаться его конкурентом, уехал в Рим.

Со смертью Джорджоне и отъездом Себастьяно, единственным серьёзным соперником Тициана оставался Джованни Беллини, который даже в преклонном возрасте продолжал активно работать. Однако после смерти Беллини в 1516 году, Тициан стал безоговорочным лидером венецианского искусства. В течение последующих шестидесяти лет никто не мог оспорить его статус, и он оставался непревзойденным мастером вплоть до своей смерти.

"Вознесение Девы Марии" или "Ассунта", 1516-1518 гг., Базилика Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари, Венеция. Это самая большая алтарная картина в Венеции и самая большая работа Тициана. Её размер: 690 см на 360 см
"Вознесение Девы Марии" или "Ассунта", 1516-1518 гг., Базилика Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари, Венеция. Это самая большая алтарная картина в Венеции и самая большая работа Тициана. Её размер: 690 см на 360 см

Тициан громко заявил о своем художественном авторитете, создав гигантскую алтарную картину "Вознесение Девы Марии", которая стала самой крупной в Венеции того времени. Динамичная композиция и выразительные цвета свидетельствуют о том, что Тициан полностью отошёл от пасторального стиля Джорджоне.

"Мадонна Пезаро", 1519-1526 гг., Базилика Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари, Венеция
"Мадонна Пезаро", 1519-1526 гг., Базилика Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари, Венеция

В течение 1520-х годов он продолжил создавать великие алтарные картины. Помимо религиозных произведений, Тициан брался за крупные светские заказы. Одним из таких проектов была серия картин на мифологические темы для Альфонсо д'Эсте, герцога Феррарского, среди которых особенно выделяется "Вакх и Ариадна". Также он написал портрет самого герцога.

"Вакх и Ариадна", 1520-1523 гг., Лондонская национальная галерея
"Вакх и Ариадна", 1520-1523 гг., Лондонская национальная галерея

С расширением круга знатных покровителей, Тициан всё чаще обращался к портретной живописи, создавая образы аристократов и укрепляя свою репутацию выдающегося мастера.

Тициан не был первым художником, использовавшим портреты в полроста, три четверти и в полный рост, но он значительно способствовал популяризации этого жанра. Он часто добавлял в портреты различные детали, такие как классические колонны, музыкальные инструменты или собаки (Тициан мастерски изображал животных), и ставил своих моделей в естественные позы.

"Портрет Федерико II Гонзага", 1525-1528 гг., Прадо, Мадрид
"Портрет Федерико II Гонзага", 1525-1528 гг., Прадо, Мадрид

Рука модели обычно покоилась на кресле, лежала на рукояти меча или держала книгу или перчатку. Эти приемы оживляли портреты и иногда указывали на интересы и характеры натурщиков, что несомненно оказало влияние на его современников и последователей.

Тициан стал ведущим портретистом своего времени благодаря своему высокому художественному мастерству, высокому статусу натурщиков и тому, что его портреты вышли за рамки погрудных, доминировавших в искусстве до начала XVI века.

"Портрет Карла V с собакой", 1532-1533 гг., Прадо, Мадрид
"Портрет Карла V с собакой", 1532-1533 гг., Прадо, Мадрид

Одним из самых влиятельных натурщиков Тициана был Карл V, Император Священной Римской империи. Их знакомство состоялось в 1530 году, когда Карл находился в Италии, а в 1533 году император пожаловал Тициану титулы пфальцграфа и рыцаря Золотой шпоры — беспрецедентная честь для художника.

Согласно истории, рассказанной Карло Ридольфи в книге "Чудеса искусства" (1648 г.), однажды Тициан уронил кисть во время работы над портретом Карла, и император сам поднял её. Этот эпизод может показаться незначительным, но в то время, когда власть правителей считалась дарованной богом, такой жест выражал огромное уважение к Тициану.

"Портрет Карла V в кресле", 1548 г., Старая пинакотека, Мюнхен
"Портрет Карла V в кресле", 1548 г., Старая пинакотека, Мюнхен

Карл V, будучи также королем Испании, пригласил Тициана создать портреты королевской семьи. Однако Тициан отказался, не желая надолго покидать Венецию. Тем не менее, он начал чаще путешествовать, посетив Рим по приглашению папы Павла III, побывал в Аугсбурге, чтобы работать на Карла, и в Милане, где написал портрет Филиппа, сына Карла. В 1556 году Филипп сменил своего отца на испанском престоле и стал самым важным покровителем Тициана.

Филипп, будучи истовым католиком, заказывал у Тициана множество религиозных картин и придворных портретов. Однако он также был открыт к светским темам, и одной из самых выдающихся работ Тициана по его заказу стала серия из семи огромных мифологических картин, вдохновлённых поэзией древнеримского писателя Овидия. Тициан называл эти картины "поэмами"; изображения очаровательных богинь и нимф действительно обладают поэтической красотой.

"Портрет Филиппа II в доспехах", 1551 г., Прадо, Мадрид
"Портрет Филиппа II в доспехах", 1551 г., Прадо, Мадрид

Тициан работал над этими семью картинами с 1550 по 1562 годы. Последняя работа, "Смерть Актеона", вероятно, так и не была отправлена в Испанию и, возможно, осталась незавершённой к моменту смерти художника.

Мифологические картины Тициана демонстрируют невероятную свободу кисти, характерную для его позднего творчества. Тициан стал первым художником, создавшим живую и яркую поверхность, которая подчёркивала выразительность многослойных масляных красок. Каждый мазок кисти раскрывал авторскую индивидуальность.

"Смерть Актеона", ок. 1565 г., Лондонская национальная галерея
"Смерть Актеона", ок. 1565 г., Лондонская национальная галерея

Это открытие стало одним из самых значительных в живописи. Ранее художники стремились к более гладким полотнам, но Тициан, используя свободную кисть, создавал мазки выпуклые или гладкие, точные или небрежные, что придавало его работам уникальную динамичность и глубину.

В начале своей карьеры Тициан часто работал на дереве, но постепенно предпочёл холст, чья зернистая поверхность лучше соответствовала его энергичному стилю. В последние годы он предпочитал выразительно текстурные холсты, где переплетение нитей становилось частью поверхности картины, а нити часто проступали из-под красок. На заключительных этапах работы над картиной Тициан, по словам одного из его современников, "больше работал пальцами, а не кистью".

"Святой Себастьян", ок. 1576 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Святой Себастьян", ок. 1576 г., Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ухудшающееся зрение и слабость рук также могли повлиять на грубость исполнения его последних работ. Однако в 1575 году Маркиз де Аямонте заявил, что "клякса Тициана будет лучше, чем что бы то ни было у другого художника".

Несмотря на возраст и возможные физические проблемы, Тициан продолжал работать до самого конца своих дней. Умер он 27 августа 1576 года от чумы, бушевавшей в Венеции.

"Пьета", 1575-1576 гг., Галерея Академии, Венеция
"Пьета", 1575-1576 гг., Галерея Академии, Венеция

Его похоронили в соборе Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, где находились две его прекрасные работы: "Вознесение Девы Марии" и Алтарь Пезаро. Он не успел завершить грандиозную "Пьету" (впоследствии эту картину закончил художник Якопо Пальма Младший), которую хотел разместить у своей могилы. Существует мнение, что фигура справа, возможно, изображающая Святого Иеронима, является автопортретом Тициана, глядящего в лицо мёртвому Христу в предощущении своей собственной смерти.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#тициан #венеция #италия #беллини #джорджоне #портреты #галереяакадемии #картины #искусство #художники