В этот день, 16 июня 1671 года был казнен Степан Разин - донской казак, предводитель восстания 1670—1671 годов, крупнейшего в истории допетровской России.
Отрывок из моей исторической поэмы "СТЕНЬКА", 2024 г.
Глава 19.
Москва, Красная площадь, полная народа. Лобное место окружено в три ряда стрельцами. 6 июня 1671 года.
1-й человек из народа
Гляди – ведут!
2-й человек из народа
Быстра расправа,
Скор царский суд!
Баба в платке (крестясь со слезами)
Заступник наш Степан-свет-Тимофеич,
Головушка кудрява,
Родимый наш!
Эх, был бы ты ловчее,
Не дался б в руки.
1-й человек из народа (бабе)
А ведомо тебе, что сей кудряш
Был норовом суров
И щедр на муки –
С Раската скидывал попов
И самого митрополита.
Уж сколько крови им пролито
Христианской…
Баба
Всё брехня!
1-й человек из народа
Не зыркай на меня –
Я сам со Сторохани*
Всяк скажет, если спросишь -
Лежал, как пёс, Иосиф
Без погребенья девять дней -
Глумился Васька Ус.
Но Стеньки Русь
Сильней.
2-й человек из народа
А бают, помер Ус – изъели черви.
Баба
Всё брешете, небось.
Ты Стеньку не понось!
1-й человек из народа
Чесало привязала б, стервь!
Не прекословь!
То Божья кара
За святительскую кровь.
Когда пришли татары
И взяли Русь мечом,
А всё ж – попов не били -
Добрее Стеньки были -
Недаром отлучён.
2-й человек
Вы лаять бросьте –
Уж Стенька на помосте.
Степан и Фрол Разины всходят на высокий помост, сооруженный у Лобного места. Думный дьяк разворачивает свиток с приговором.
Дьяк (надсадным голосом на всю площадь)
Вор и богоотступник и изменник донской казак Стенька Разин!
В прошлом, во 175 году, забыв ты страх божий и великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича крестное целование и ево государскую милость, ему, великому государю, изменил, и собрався, пошел з Дону для воровства на Волгу. И на Волге многие пакости починил, и патриарш и монастырские насады, и иных многих промышленных людей насады ж и струги на Волге и под Астараханью погромил и многих людей побил.
Ты ж, вор, меж Астарахаии и Черного Яру воеводу Семена Беклемишева ограбил без остатку и вешал ево к щегле. И на море ходил, а с моря к Яицкому городку, и обманул лестию своею, Яицкой городок взял и ратных людей в Яицком городке побил многих.
Ты ж, вор, сотника московских стрельцов Микиту Сивцова, которой к вам прислан для уговору, убил до смерти и бросил в воду. А как из Астарахаии посыланы под Яицкой город воевода Яков Безобразов и с ним великого государя ратные люди, и к тебе посыланы для уговору, чтоб от воровства отстав и вину принес, астарахаиские головы стрелецкие Семен Янов да Микифор Нелюбов, и ты, вор, тех голов повесил. И выбрався из Яицкого городка и взяв с собою струги и наряд и запас, пошол для воровства на море. И с моря пришод на Волгу, учюги разорил и татарские юрты разорил же и пожег.
Ты ж, вор, приходил к Терку в ближние места и многое воровство починил, и в шахове области многое воровство учинил. А на море шаховых торговых людей побивал и животы грабил, и городы шаховы поймал и разорил, и тем у великого государя с шаховым величеством ссору учинил многую.
Да по твоему ж воровскому умыслу и присылке в Яицком городке голову стрелецкого Богдана Сакмышова астараханские стрельцы в воду посадили и пошли к тебе ж на море и многое воровство чинили.
Ты ж, вор, идучи в Астарахань, бусу шаховы области пограбил и купчинова сына и иных шаховы области людей поимал и побил. И иные многие убивства и воровство на море и на Волге чинил, и великого государя казне и торговых людей в розоренье промыслы учинил многие убытки.
А во 177-м году по посылке из Астарахани боярина и воевод князя Ивана Семеновича Прозоровского стольник и воевода князь Семен Львов и с ним великого государя ратные люди на взморье вас сошли и обступили и хотели побить. И ты, вор Стенька с товарыщи, видя над собою промысл великого государя ратных людей, прислал к нему, князь Семену, дву человек выборных казаков. И те казаки били челом великому государю ото всего войска, чтоб великий государь пожаловал, велел те ваши вины отдать. А вы за те свои вины ему, великому государю, обещались служить безо всякие измены и меж великим государем и шаховым величеством ссоры и заводов воровских никаких нигде не чинить и впредь для воровства на Волгу и на моря не ходить. И те казаки на том на всем за все войско крест целовали. А к великому государю к Москве прислали о том бить челом великому государю казаков Лазарку и Мишку с товарыщи седмь человек, знатно, обманом.
А из Астарахани ты, вор Стенька, с товарыщи отпущены за уверением на Дон. И ты, забыв такую к себе государскую милость, идучи из Астарахани к Царицыну, многое воровство чинил и, будучи на Царицыне, воеводу бил и всякое разорение чинил.
А во 178-м году ты ж, вор Стенька с товарыщи, забыв страх божий, отступя от святые соборные и апостольские церкви, будучи на Дону, и говорил про спасителя нашего Иисуса Христа всякие хульные слова, и на Дону церквей божиих ставить и никакова пения петь не велел, и священников з Дону збил, и велел венчатца около вербы.
1-й человек из народа (бабе)
Вот по тебе и видно -
У вербы венчана, ехидна!
Баба
Окстись уже, срамец!
2-й человек из народа
А Стенька – молодец,
Глядит, как он казнит
За воровство,
А не его.
Дьяк
Да ты ж, вор, забыв великого государя милостивую пощаду как тебе и товарыщем твоим вместо смерти живот дан, и изменил ему, великому государю, и всему Московскому государству, пошол на Волгу для своего воровства. И старых донских казаков, самых добрых людей, переграбил и многих побил до смерти и в воду посажал. Да и жильца Гарасима Овдокимова, которой послан был на Дон с ево великого государя милостивою грамотою к атаману х Корнею Яковлеву и х казаком, убил же и в воду посадил. Да и воеводу, которой был на Дону, Ивана Хвастова, бил и изувечил и ограбил, и от тех побой умер...
А ты, вор Фролко, пристав к воровству брата своего и соединясь с такими ж ворами, ходил, собрався, к украинным городом и в-ыные места и многое разоренье чинил и людей побивал.
И в той своей дьявольской надежде вы, воры и крестопреступники Стенька и Фролко, со единомышленники своими похотели святую церковь обругать, не ведая милости великого бога и заступления пречистыя богородицы, християиские надежды, и московских чюдотворцов, и дивного в чюдесех преподобного отца Сергия, Радонежского чюдотворца, к царствующему граду Москве и ко всему Московскому государству, в такую мерзость пришли, что о имени великого бога, в троице славимого, и пречистыя богородицы, християиские заступницы и надежды, и слышать не хотели, уповая на дьявольскую лесть. И в том своем воровстве были со 175-го году по нынешней по 179-й год апреля по 14-е число, и невинную кровь християнскую проливали, не щадя и самых младенцов.
Апреля в 14 день милостию божиею и заступлением пречистыя богородицы, християиские надежды и заступницы, и дивного в чюдесех преподобного чюдотворца Сергия молитвы, и великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича и его государских благородных чад, благородного государя нашего царевича и великого князя Феодора Алексеевича и благородного государя нашего царевича и великого князя Иоанна Алексеевича, счастием, и за молитвами великого господина святейшаго Иоасафа, патриарха Московского и всеа Русии, и всего Освященного собора, а службою и радением и промыслом его великого государя бояр и воевод, и стольников и стряпчих и дворян московских, и жильцов, и полковников рейтарских и пехотных голов и полуголов и сотников московских стрельцов, и городовых дворян и детей боярских, и ипоземцов, и службою ж московских стрельцов и выборных полков салдат и боярских людей, а вспоможением в денежных податях тем ево великого государя ратным людем на жалованье гостей и гостиные и суконные сотый и дворцовых слобод и черных сотен жилецких людей и всех православных християн, вы, воры и крестопреступиики и изменники и губители християнских душ, с товарыщи своими под Синбирском и в-ыных во многих местех побиты. А ныне по должности к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю службою и радением войска Донского атамана Корнея Яковлева и всево войска и сами вы пойманы и привезены к великому государю к Москве, в роспросе и с пыток в том своем воровстве винились.
И за такие ваши злые и мерские пред господем богом дела и к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю за измену и ко всему Московскому государству за разоренье по указу великого государя бояре приговорили казнить злою смертью — четвертовать.
Стрельцы развязывают Степану руки. Степан трижды крестится на церковь Покрова Святой Богородицы.
Степан
Заступнице Усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший… помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою.
Жизнь на исходе…
Молил тебя на Соловках
Тому назад лет десять
О всём честном народе,
О вольных казаках –
Их упасти от барской спеси,
От царского ярма.
По той молитве и свершилось -
Коль много согрешил -
Умру. Но всё ж не задарма -
Меня за волю не забудут.
Молил простить мне гнев и злость -
И вот где снова привелось.
(кланяясь народу на три стороны)
Простите, люди!
Стрельцы кладут Степана между двух досок, и растягивают ему руки. Один стрелец наступает коленом на верхнюю доску на груди Степана. Палач взмахивает блестящим на солнце топором и отсекает правую руку. По толпе проносится вздох, в жуткой тишине все осеняют себя крестным знамением. Палач отсекает левую руку.
Фрол (дрожащим голосом)
Слово и дело! Слово и дело государево!
Ты слышишь, дьяк?!
Степан (поворачивая голову с выпученными глазами, с пеной на губах)
Молчи, собака!
Палач отрубает ноги по колено. Степан не издает ни стона, ни хрипа. Только гневные глаза смотрят в небо, словно вызывают Бога на поединок. Палач отрубает, наконец, окаянную Стенькину голову. Кровь забрызгивает одежду иностранных гостей, проведенных за оцепление ближе к месту казни. Фрола сводят с помоста и отводят в Поместный приказ на новые допросы. Народ в тишине расходится.
*Сторохань – старорусское название Астрахани.
КОНЕЦ