Найти тему
Страницы истории

Почему Иван Грозный принял титул «царь» и какое значение это имело для Русского государства

В 1546 году 16-летний великий князь Иван IV Васильевич объявил боярам, что решил венчаться на царство и принять титул царя. Что это значило для России и самого Ивана Васильевича в этой статье.

Царь Иван Грозный
Царь Иван Грозный

Решение Ивана IV, поразившее бояр

В три года, после смерти отца Василия III, Иван Васильевич становится великим князем. В восьмилетнем возрасте, после смерти матери Елены Глинской, он становится круглым сиротой. Руководство в государстве осуществляет совет бояр в лице Шуйских. Наконец, в 15 лет Иван Грозный становится совершеннолетним и избавляется от опеки бояр. Теперь он сам не только номинально значится великим князем, но и является правителем государства.

И хотя от опеки бояр Иван избавился, но юный возраст не позволял ему быть самостоятельным правителем государства. Но позволял жениться.

13 декабря 1546 года Иван Васильевич на встрече с митрополитом сообщил, что хочет жениться. Получив одобрение, на следующий день он объявил об этом боярам:

«Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению».

Бояр поразило не только желание молодого государя жениться, но и то, что он собрал их не для того, чтобы спросить их совета, а для того, чтобы объявить о своем решении. Но это было не все, чему пришлось удивляться боярам. Иван продолжил свою речь:

«По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть».

«Прародительский чин», о котором говорил Иван в своей речи, это титул царя. Почему же Иван IV титул царя называл прародительским, то есть, чином предков? Ведь они были только великими князьями.

Основанием для этого служила изложенная в повести «Сказание о князьях

Владимирских» легенда. В ней говорилось, что византийский император Константин Мономах, который был дедом киевского князя Владимира Всеволодича Мономаха, прислал своему внуку подарок - царский венец в виде шапки Мономаха, а с ним и права на царский титул. Ведь на Руси византийских императоров называли царями.

Шапка Мономаха
Шапка Мономаха

Зачем это было нужно молодому князю

Принятие титула царя для Ивана Васильевича было очень важным и решало многие задачи как внутри страны, так и во внешне политической деятельности.

1.Словом «царь», произошедшим от имени Юлия Цезаря, на Руси называли византийских императоров. Таким образом, принятие титула царя показывало преемственность Русского царства наследию Византийской империи. Это подчеркивало правильность доктрины «Москва – третий Рим».

2.Издавна царями называли ханов Золотой Орды, а потом и ханов отделившихся от Орды ханств. А русские великие князья, находящиеся в вассальной зависимости от Орды, на княжение назначались ханом Золотой Орды и после этого не венчались, а проходили обряд настолования (интронизация). Поэтому принятие царского титула подчеркивало не только равенство с ханами, но и независимость от них. А в то время молодой великий князь уже обдумывал планы захвата Казанского ханства.

3.Великому князю московскому служили князья, среди которых были сыновья и внуки великих князей (ярославских, суздальских, владимирских и т. п.). И хотя великий князь воспринимался как первый, но первый среди равных, стоящий ненамного выше князя. Принятие титула царя означало резкое возвышение и выделение государя из общего ряда потомков великих князей.

4.В Византии император также являлся главой церкви. Поэтому русский царь, являясь наследником византийских традиций, становился также главой православного мира, то есть, светская власть ставилась над церковной.

5.Принятие царского титула играло важную роль и в международных отношениях с Западной Европой. В дипломатических документах титул «великий князь» переводили как «принц» или «герцог» и он стоял на одном уровне с ними. Но эти титулы были ниже королевского, и тем более - императорского. Слово же «царь» в документах или оставляли так, как есть, или передавали как «император». Таким образом, принятие царского титула подчеркивало равенство России с другими государствами.

Сейчас можно только гадать, сам 16-летний Иван IV был инициатором принятия царского титула, или получил от кого-то совет. Скорее всего, это был митрополит Макарий, который играл важную роль в окружении молодого великого князя. Это был один из образованнейших людей, который активно участвовал в государственной деятельности России в 40-е и 50-е годы. Также в поднятии авторитета государя путем принятия нового титула были очень заинтересованы и его родственники Глинские.

Царь и Боярская дума
Царь и Боярская дума

Чин венчания на царство

Торжественное венчание на царство состоялось 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Макарий возложил на Ивана IV знаки царского достоинства: Животворящий крест, бармы (оплечье) и шапку Мономаха. Потом Иван был помазан миром (елеем) и получил благословление митрополита. Вся церемония проходила при большом скоплении народа и под звон колоколов.

Венчание на царство
Венчание на царство

После венчания на царство полный титул Ивана Васильевича звучал так:

«Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных».

В дальнейшем, при расширении границ за счет присоединения новых земель, к титулу продолжали добавлять названия новых территорий:

«царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский».

Эта церемония, или «чин венчания на царство», оставалась практически неизменной при коронации всех последующих российских царей и императоров.

Но Иван Грозный был не первым на Руси, который принял обряд венчания. Впервые обряд коронации был проведен в 1498 году при великом князе Иване III. Тогда обряд венчания принял его внук Дмитрий Иванович – венчался он на

«великое княжение Владимирское, Московское, Новгородское и всея Руси».

То есть, венчался он не как царь, а как великий князь. Правда, самостоятельным правителем он так и не стал, так как еще при жизни отца, Ивана III, был заключен в темницу в 1502 году, где в 1509 году, уже при Василии III, сгинул.

Через два месяца после венчания на царство Иван Васильевич вступил в брак с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. Брат молодой царицы, Никита Романович Юрьев, принявший фамилию Романов, и другие родственники Анастасии, заняли вскоре важные места в правительственной верхушке.

Признание нового титула

Первым государством, признавшим в 1555 году новый титул правителя Русского государства, стала Англия. Ее примеру последовали некоторые другие европейские государства: Испания, Священная Римская империя, Дания, Флорентийская республика.

Дольше всех, при поддержке папского престола, сопротивлялась Речь Посполитая. Польский король Сигизмунд II Август прекрасно понимал, что признание за Иваном IV титула «Царя всея Руси» может привести к отторжению от королевства Польского и великого княжества Литовского земель, населённых православными «русинами».

Польский король Сигизмунд II Август
Польский король Сигизмунд II Август

Историческое значение

Решение 17-летнего великого князя Ивана IV о принятии царского титула и царского венца стало началом новой эпохи в становлении Российского государства. На смену великому княжеству Московскому, возвысившемуся над раздробленными княжествами, пришло Русское царство. На смену ему в 1721 году пришла Российская империя.

Сам Иван Грозный называл себя «самодержец». Термин пришел из Византии и говорил о независимости правителя от внешних сил. При царе Иване Грозном этот термин стал также означать неограниченную власть государя в стране. Как говорил Иван Васильевич:

«Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

Историк К.Ф. Валишевский в своем труде «Происхождение современной России, Иван Грозный» писал, что со времен Древней Руси царём и самодержцем называли

«…государя независимого ни от какого другого владетеля, не платящего никому дани. <…> Принимая название царя, Иван Васильевич хотел показать, что считает себя покровителем вселенского православия, независимым ни от кого, единым владетелем всей русской земли, помазанником Божьим».

Статьи, близкие по теме: