Данная статья написана на комментарий нашего читателя и имеет почти адресный характер. Для начала приведем этот комментарий:
«Михаил Масалитин
И снова детский сад. Автор берется обсуждать проблему, а сам не понимает элементарного: в СНТ должностных лиц нет! Это не предприятие с директором и замками. Поэтому привлекать к ответственности как должностных лиц нет возможности. Но есть возможность привлечь к ответственности в соответствии с УК РФ. Присвоили средства- привлекайте за кражу, обманул граждан - привлекайте за мошенничество. Плохой председатель- изберите хорошего. Только недалёкие могут считают, что, если ему не понравился председатель, то он напишет заявку в прокуратуру, на следующий день приедут с наручниками, а ещё через день расстреляют. Так в течение года всех садоводов должны расстрелять. Потому, что всегда будут недовольные. Никто, кроме садоводов не наведёт порядок. И не изобретайте велосипед пишу второй раз). Вся ответственность предусмотрена законодательством».
Интересный комментарий нашего читателя, с которым я отчасти согласна, отчасти не согласна. Не согласна в части следующего утверждения: «Вся ответственность предусмотрена законодательством».
Какой ответственности не хватает в законе 217-ФЗ для председателей СНТ?
Когда мы пишем об ответственности председателей СНТ, то в первую очередь, мы имеем ввиду материальную ответственность за нецелевое использование членских и целевых взносов.
Наше законодательство в части контроля целевых расходов содержит нормы и ответственность за нецелевое использование государственных целевых средств.
Например, ГК РФ, а также федеральные законы, например, Закон N 275-ФЗ устанавливают правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения ГОЗ и государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ. В соответствии с положениями части 3 статьи 12 Закона N 275-ФЗ бюджетные денежные средства, выделяемые в рамках ГОЗ, предназначаются только для расходов на выполнение ГОЗ, вследствие чего исполнители несут ответственность за иное использование указанных средств.
Другими словами, действующее законодательство предусматривает жесткий контроль целевого использования государственного финансирования.
Никакого подобного контроля целевого использования членских и целевых средств в законе 217-ФЗ не предусмотрено. Более того, очень часто мы видим такую ситуацию при проверках, что общие собрания СНТ вообще не утверждают плановые приходно-расходные сметы. Таким образом, председатели товарищества расходуют целевые средства по своему усмотрению, превышая свои полномочия.
Приведу два примера из нашей практики аудита СНТ.
Первый пример.
В одном СНТ председатель товарищества на якобы сэкономленные средства за счет членских взносов, купил трактор за 3 млн.руб. Сметой такие расходы на приобретение трактора не были предусмотрены.
Второй пример.
В другом СНТ председатель товарищества приобретал ТМЦ (товарно-материальные ценности) за счет членских взносов, которые явно не относились к хозяйственной деятельности СНТ: ГСМ 39,8 тонны, костюм лыжный, кашпо, детская ванночка, детский горшок и многое другое.
Вопрос к господину Михаилу Масалитину: «Возможно привлечь председателей этих СНТ к ответственности? К какой ответственности возможно привлечь председателя товарищества в данной ситуации по 217-ФЗ, по ГК РФ или УК РФ?».
Все произведенные расходы в примерах были документально подтверждены, только не предусмотрены сметой. Во втором примере плановая смета на год вообще не утверждалась.
Если бы в законе 217-ФЗ были специальные нормы ответственности председателей СНТ за нецелевое использование членских и целевых взносов, например, в виде возмещения СНТ суммы целевого использования членских и целевых взносов, тогда возможно ситуация изменилась бы в лучшую сторону в части финансового контроля за нецелевыми расходами председателей.
Председатели СНТ очень вольготно распоряжаются членскими и целевыми взносами, хотят сделают «перерасход», хотят «экономию», хотят сделают зачет между статьями, хотят «простят» задолженность по членским взносам отдельным товарищам. Остатки неиспользованных целевых средств на конец отчетного года часто просто «исчезают» и т.д.
Здесь мы ведем речь не про уголовное наказание председателей, а про возмещение убытков, которые председатели своими действиями или бездействием причиняют СНТ, часто необоснованно, завышая членские и целевые взносы.
В заключении статьи еще раз могу повторить, в закон 217-ФЗ необходимо вносить новые нормы в части введения ответственности председателей СНТ за нецелевое использование членских и целевых взносов.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Заявки на аудит подавайте на сайте аудиторской компании: