Найти тему

Тяжёлым басом…

В промежутке между «Чапаевым» и «Неуловимыми мстителями» главным фильмом советских мальчишек, вероятно, следует признать «Последний дюйм».

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Среди любителей советского кино он едва ли нуждается в представлении. Многим памятна эта суровая драма взросления, слитая с напряжённым триллером.

Одномоторный самолёт на пустынном пляже посреди сотен километров безлюдья. Отец и сын с их сложными отношениями. Море, полное акул. Завет: «Ничего не бойся, когда ты один». Шум прибоя и божественный голос Михаила Рыбы вынимает душу грозовыми словами: «Тяжёлым басом гремит фугас, ударил фонтан огня…» И мальчику необходимо сделать невозможное…

Трудно поверить, но эту легенду сняли два дебютанта в игровом кино, два вчерашних «научпоповца» — Теодор Вульфович и Никита Курихин. Причём по сценарию ещё одного «научпоповца» Леонида Белокурова, для которого это тоже был своего рода дебют: прежде он писал сценарии к научно-популярным фильмам и только однажды, в молодости, принимал участие в создании сценария художественного фильма.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как родилась идея «Последнего дюйма» и как он достался «команде дебютантов» — мне, к сожалению, выяснить не удалось. Вульфович в своей автобиографической книге «Моё неснятое кино» представляет дело так, что это была их с Курихиным инициатива:

«Когда мы активно начали пробивать идею создания фильма «Последний дюйм», нас сразу решили огорошить вопросом «в лоб»:

— Где это вы возьмете акул?

У нас любят — «в лоб» и «наповал»…»

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но в другом месте он пишет:

«Мы были варяги, приглашенные на киностудию «ЛЕНФИЛЬМ», чтобы снять один, мало кому нужный тогда фильм под названием «Последний дюйм»».

Вообще-то, на «никому не нужный» фильм дефицитную цветную плёнку никто бы не выделил… Ну вот что мешало ясно написать, как всё происходило?

Каюсь, полностью прочесть его книгу воспоминаний у меня рука не поднимается. Не идёт. Как открою — становлюсь антисемитом. Потому что Вульфович, хотя и ввёл в название книги кино, о нём почти не пишет. Он пишет преимущественно о евреях, пострадавших от советского режима.

Персоны-то интересные, тут претензий нет. Оператор Самуил Рубашкин, работавший с Вульфовичем и Курихиным, безымянный еврей — подпольный мастер, как сказали бы сейчас, по спецэффектам, тот же Эдвард Радзинский, по пьесе которого Вульфович поставил фильм «Улица Ньютона, 1»… Но они представлены больше как страдальцы, чем творческие личности.

А вот как снимал Рубашкин? Как оставшийся безымянным гений изготавливал подвижные макеты акул для «Последнего дюйма»? Ну ладно, насчёт этого мастера Вульфович и сам ничего не знал. Проблема-то не в этом.

Проблема в том, что о Курихине — своём соавторе и, уверен, друге — Вульфович упомянул за всю книгу только семь или восемь раз. Это мне подсказало волшебное сочетание клавиш «Ctrl+F».

Что же получается: раз не еврей и от режима не пострадал, так и писать не о чем?

Впрочем, в упрёках нет смысла. Уже двадцать лет как некого спросить: «Ну почему вы, Теодор Юрьевич, так мало рассказали о человеке, который несколько лет трудился с вами, наверняка был вашим другом?

Ведь это же ваши слова: «Эрнест Хемингуэй был одним из первейших авторитетов нашей молодости, и я не был оригиналом, всегда помнил его строгое наставление: собирайте, мол, своих современников, а не тех, которые уже и без вас знамениты. Да и не по карману они вам будут — знаменитые — что-то в этом роде было у Хемингуэя».

Так почему же Курихин не попал у вас в число современников, достойных «собирания»? Тем более, когда вы это писали, Курихина уже не было в живых, и кто, кроме вас, мог рассказать о целом этапе в его жизни?»

Пустое. Некого уже спрашивать. Пусть лучше Вульфович останется просто режиссёром и фронтовиком, который вернулся с тремя орденами Отечественной войны, орденом Красной звезды, медалями «За освобождение Праги», «За взятие Берлина» и «За победу над Германией».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Люди уходят и уносят свои тайны. Но остаются их дела, их самые верные памятники — книги и фильмы. И мы можем читать, смотреть, думать…

В среде «либеральных» кинокритиков и прочей околокультурной братии феноменальный успех «Последнего дюйма» принято объяснять его «американскостью», «непохожестью» на советское кино и «серые советские будни». Теми же словами объясняют всенародную любовь к «Человеку-амфибии» и вообще любому мало-мальски известному фильму на зарубежную тематику.

С действительностью эти бредни не соотносятся никак. Во-первых советский зритель послевоенного времени видел много иностранных фильмов — и трофейных, и союзнических.

Во-вторых, своё кино и свои темы для наших людей обладали всё же куда большей притягательностью, чем хотелось бы признать хулителям той эпохи. По сведениям «Аргументов и фактов», «Последний дюйм», выйдя на экраны в 1959 году, собрал 25 миллионов зрителей, заметно уступив «Чрезвычайному происшествию» (47,5 млн.), «Ивану Бровкину на целине» (44,8 млн.), «Судьбе человека» (39,3 млн.), «Балладе о солдате» (30,1 млн. зрителей).

Другое дело, что фильм был всё же превосходный и заслуженно врезался в память поколения. В последующие годы его тоже смотрели охотно, а в наши дни «Последний дюйм» и вовсе стал одним из особых символов потерянного прошлого, которые объединяют последних динозавров — вымирающее поколение людей, заставших СССР.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Значит, как-то удалось дебютантам добиться чего-то непостижимого, выходящего за рамки анализа, что превращает простую, в сущности, историю, в эпос, отражающий дух и умонастроения, тревоги и надежды века.

Каких-то особых визуальных изысков тут нет, преобладает классическая кинематография, как раз отточенная до совершенства в 50-х годах, с её картинным построением кадра.

Впрочем, есть сцена бреда Бена Энсли, который теряет сознание в момент, когда особенно нужен сыну, сидящему за штурвалом. Есть искусственные акулы и подвижная камера — она встречает нас роскошной «прогулкой» по бару у взлётного поля, когда в первый раз звучит песня Бена Энсли в неподражаемом исполнении баса профундо Михаила Рыбы.

Но главное, конечно, в другом.

Считается, что Курихин и Вульфович впоследствии так и не смогли превзойти свой потрясающий дебют. По меньшей мере, в отношении Курихина это не вполне верно. Если вдуматься, его военные фильмы, сделанные в соавторстве с Менакером, и глубже, и совершеннее.

«Жаворонок» — тоже, по сути, приключенческая лента — отличается большей динамичностью, драматическим накалом и богатством характеров. «Не забудь… станция Луговая» — настоящий психологический шедевр. Но обе эти картины со временем оказались в тени других, ещё более великолепных фильмов о войне.

А у «Последнего дюйма» не оказалось такого количества достойных «конкурентов». Лишь «Неуловимые мстители» смогли сбросить его с пьедестала и стать главным «детским боевиком» до самого заката советской эпохи.

Сказалась, должно быть, и удача, которая свела в нужное время и в нужном месте плеяду талантов: от Олдриджа до 12-летнего Славы Муратова, который чрезвычайно убедительно сыграл роль мальчика Дэви.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

И ещё у «Последнего дюйма» была роскошная песня. Всё-таки недаром говорят, что хороший саундтрек — это половина успеха фильма. Разве без тягучего и грозного «Тяжёлого баса» смотрелся бы настолько завораживающе эпизод, в котором Дэви тащит отца к самолёту? Ритмически выверенный монтаж превращает изображение в этакую визуальную поэму, которой можно наслаждаться, как красотой гомеровского стиха.

А ещё, уверен, в успехе «Последнего дюйма» не последнюю роль сыграла вечно актуальная тема отцов и детей. Примечательно, что оба ранних фильма Курихина и Вульфовича посвящены связи поколений.

И именно сейчас, когда я подумал об этом, мне стал ясен смысл странного названия их следующего фильма «Мост перейти нельзя», о котором мы говорили в прошлой статье. Экранизация пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжёра» рассказывает о трагическом разрыве поколений. Отец и сыновья не в силах «навести мост» между собой, хотя, казалось бы, у них налицо общая и весьма насущная проблема: деньги.

В «Последнем дюйме» погоня за долларом рвёт связь между стареющим лётчиком Беном Энсли и его сыном Дэви. Мальчик мешает отцу, отвлекает от заработков. Но происшествие на пустынном берегу помогает ему правильно расставить жизненные приоритеты.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Здесь любовь побеждает. Да, оглядываясь на всё, сказанное о творчестве Курихина, нельзя не увидеть, что любовь — это главная тема его фильмов. Любовь отцов и детей, любовь к труду, Родине, жизни, женщине.

Меньше месяца остаётся до 6 июля — дня, когда в 1968 году Никита Курихин вместе с женой погиб в автокатастрофе. Ему было всего 45 лет, меньше, чем мне сейчас, но сделал он несравненно больше. Вы помните: «Он оставил после себя всего пять фильмов, но зато каких…»

«Станция Луговая» показывает уже полностью раскрывшийся зрелый талант постановщика, и остаётся только гадать, сколько ещё умных, глубоких и очень красивых фильмов осталось не снято.

Безумно жаль, что осталось так мало воспоминаний и свидетельств о жизни и работе этого удивительного человека.

Но пока мы помним, любим и пересматриваем его фильмы, талант Курихина жив. Он продолжает воздействовать на нас, и может быть, придёт день, когда, очаровавшись курихинским взглядом на мир и мастерством визионера, кто-то возьмёт в руки камеру, чтобы возродить и развить его творческое наследие, снимая новое кино буквально «за себя и за того парня».

Другие статьи о Никите Курихине:

#Курихин #Вульфович #Олдридж #Последний_дюйм #советское_кино #старое_кино #экранизация