Найти тему
Жизнь советского человека

Конвойный полк НКВД, который «стоял» в Брестской крепости до последнего бойца. Но о нём забыли на долгие годы. Почему?

132-й особый конвойный батальон НКВД был сформирован в 1939 году исключительно из славян с отличным здоровьем, у которых всё было благополучно в семье и с родными. Большую часть составляли призывники из Сталинградской области. Командовал ими Александр Костицын – уроженец Челябинской области, закончивший академию им. Фрунзе.

К 22 июня 1941 года согласно документам на котловое довольствие в самой крепости официально поставили 94 человека. Часть бойцов охраняли тюрьму Бригидки, которая была на территории крепости, остальные занимались конвоированием, охраной, находились на сборах и т.д.

Вечером 21-го июня бойцы батальона, которые были непосредственно в крепости, вернулись в казармы в хорошем настроении после просмотра фильма. В 22.00 прозвучал сигнал отбоя. Никто не знал, что для большинства из них грядущее утро станет последним, а тот, кто выживет увидит реальный «ад на земле» и никогда не вернётся домой.

Дмитрий Фёдорович Кожанов (справа) с товарищем перед самой войной / Константин Новиков
Дмитрий Фёдорович Кожанов (справа) с товарищем перед самой войной / Константин Новиков

В 4.15 по московскому времени Брестскую крепость накрыл шквал огня. Через каждые 4 минуты он менял своё направление. Казармы 132 батальона были вблизи слияния двух рек – Буга и Мухавца. И оказались первыми на пути фашистов по советской земле.

Один из тех единиц защитников Брестской крепости, кто остался в живых, был Дмитрий Кожанов. Именно он рассказал писателю Смирнову в 1956 году о том, как бился его полк, забытый тогда среди других героев.

…Всё вокруг горело адским пламенем. Водители попытались спасти машины гаража, безуспешно. Для большинства из них война закончилась сразу. Остальные ринулись к оружию, руками раскапывая засыпанные винтовки и револьверы. Потом бросались к окнам с бойницами и косили фашистов, не подпуская их к мостам. Когда немцам не удалось прорваться даже на понтонных лодках, они начали бить тяжёлой артиллерией.

Всего из-за упорного сопротивления защитников только за одни сутки боёв 45-я немецкая пехотная дивизия потеряла столько людей, сколько за шесть недель во Франции. Но силы всё же были совершенно не равны. По разным причинам единственным командиром из батальона, который оказался в это время в крепости был младший политрук Владимир Бродяной. Он кинулся к караулу Бригидки, надеясь помочь. Но с контузией попал в плен. Караульные в следственной тюрьме бились до последнего бойца.

Та самая фотография с так называемым "захваченным" знаменем
Та самая фотография с так называемым "захваченным" знаменем

Командование батальоном НКВД принял младший сержант Константин Новиков и заместитель политрука Шимон Шнейдерман. Сбили замки со складов оружия. Оттуда брали всё необходимое. Те немногие, кто выжил, присоединились к 333 стрелковому полку. Не было воды.

10 июля батальон исключили из состава армейских подразделений, как полностью погибший в боях. Единицы выживших старались выбраться из окружения. И здесь произошла история, о которой многое говорили, точнее перевирали в дальнейшем. Фашисты сфотографировались на фоне якобы захваченного знамени того самого 132-го батальона НКВД. Писали о том, что чекисты оказались трусами и т.п. ерунду.

На самом деле Дмитрий Кожанов и Константин Новиков (у которого и было подвязано под гимнастёркой знамя) пытались его вынести. Когда стало понятно, что они вряд ли выживут, знамя спрятали в ближайшем доступном месте, которое показалось укромным – воздушной трубе казармы напротив штаба. Но когда в казармах не осталось защитников, немцы обратили внимание на три кирпича вблизи трубы, которые лежали не так. Нашли знамя и на весь мир решили поставить чекистов трусами. Хотя правда всё равно стала известной. Знамя было возвращено советской стране через десятки лет.

Выжить в этом аду и дожить до конца войны удалось четверым из тех, кто встретил то утро 22 июня в крепости. Дмитрий Кожанов прошёл концлагеря в четырёх странах, был освобождён. Валентина Севрук (Киричук) фельдшер из санчасти прошла всю войну, спасла множество жизней. Раненый водитель Николай Токарев прошёл плен в нескольких странах. Смог сбежать. Стрелка Андрея Чубарова фашисты захватили раненым. В 1943 году сумел сбежать из концлагеря. Воевал в составе югославских партизан…

Памятный знак в Брестской крепости в честь подвига батальона
Памятный знак в Брестской крепости в честь подвига батальона

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Случай со знаменем, потом «новые ценности» России 90-х годов привели к тому, что о подвиге 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД в Брестской крепости почти забыли. А писатель, публикующийся под фамилией Суворов, приписывал им «зверства» даже в те времена, когда батальон ещё не сформировался.

И всё же правда пробила себе дорогу. В 2004 году по инициативе председателя областной ветеранской организации УВД Бреста, Длюбарского Георгия Максимовича, на месте последних боёв 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД был установлен памятный знак.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.