Найти тему

История брандеров от Античности до 19 века

В огромных морских акваториях среди непрекращающихся волн, пылали горящие корабли, угрожая уничтожить всю эскадру врага. Веками эти пылающие суда были кошмаром для адмиралов и капитанов, которые боялись оказаться на их пути.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Во времена паруса, мореходы не только стремились потопить врагов, но и поджечь их корабли, используя для этого специальные брандеры. От древнего Китая до Чёрного моря, начиная с эпохи Александра Великого и до XIX века, множество морских сражений было выиграно благодаря этому изобретению. Идея подобной тактики неизменно восхищала судостроителей, вдохновляя их на создание новых и специализированный моделей кораблей.

Различные народы давали разные названия такому оружию: на английском - "fire ship", на испанском - "brulote", на немецком - "brander". В средние века, обычно для этой цели использовали старые корабли водоизмещением до 200 тонн. Корабль оснащался таким образом, чтобы оно могло загореться как внутри, так и снаружи. Для этого палубы покрывали брезентом и посыпали мелкими частичками зажигательного состава и пороха; кадки с тем же составом ставились на кубриках, на деке и у бортов брандера.

 Первые примитивные брандеры. Китай, XI век
Первые примитивные брандеры. Китай, XI век

Для активации брандера использовались специальные удлинённые мешки, наполненные смесью селитры и серы. Их располагали таким образом, чтобы концы мешков находились в кормовой части судна, рядом со специальными отверстиями. В эти концы мешков была вставлена трубка, заполненная медленно горящей смесью, игравшие роль фитилей. Это давало команде возможность зажечь трубку и быстро сесть в шлюпку, привязанную к корме судна. После того, как брандер был заряжен, на него были установлены паруса и руль был закреплен в нужном положении. Затем трубка зажигалась, и брандер отправлялся в плавание по ветру в сторону вражеского флота.

 Атака греческого брандера на османский фрегат, 1821 год
Атака греческого брандера на османский фрегат, 1821 год

Первое военное применение брандеров отмечается ещё во времена Античности, в работе древегреческого историка Фукидида "История Пелопоннесской войны". В 413 году до нашей эры, у города Сиракуз что на Сицилии, перед афинским флотом появился пылающий корабль. Это небольшое судно было необычным, ведь оно было под завязку загружено связками сухих веток и сосновой древесной массой. Противникам удалось поджечь его и направить в направлении афинского флота, однако афиняне избежали фатальной встречи и все для них закончилось благополучно.

 Прибытие военных кораблей во времена Пелопонесской войны
Прибытие военных кораблей во времена Пелопонесской войны

Ещё брандеры в эту эпоху были задействованы защитниками города Тир (Ливан) в 332 году до н.э. По приказу Александра Македонского, с целью создания переправы от берега к острову, где размещались вражеские силы, македоняне начали строить дамбу. Для защиты строителей, македонцы установили две деревянные башни на насыпи. Тогда защитники Тира построили брандер, а затем подогнали его к башням и подожгли их. Пламя мгновенно охватило башни, после чего десант из Тира захватил и разрушил насыпь. Многомесячная работа македонцев была уничтожена это взбесило амбициозного Александра.

 Осада Тира Александром Македонским
Осада Тира Александром Македонским

Следующий факт применения брандеров был зафиксирован в 208 году н.э. в Китае, во время сражения при Чиби на реке Янцзы, во время войны царства У против царства Вэй, генералом Цао Цао были использованы эти специфические корабли, что было зафиксировано историками того времени. Брандеры, которые применялись китайцами, были заполнены связками тростника, пропитанного нефтью, так же на них расположили кувшины с нефтью. На носу этих кораблей были установлены специальные шипы для более надёжного сцепления с кораблями противника.

 Битва у Красных утесов, 208 г. н.э.
Битва у Красных утесов, 208 г. н.э.

Одним из наиболее известных сражений, выигранных брандерами, стал разгром Непобедимой армады в 1588 году. Король Испании, Филипп II, создал мощнейший флот, включавший около 130 кораблей, с 2 430 орудиями и 30 500 человек на них. Главной целью этого флота было наказать протестантскую королеву, которая забыла о величии католицизма.

Эскадра испанцев, оказавшаяся у берегов Англии, оказалась неповоротливой, и в этот момент англичане выслали восемь брандеров, наполненных порохом. Испанцы ужаснулись перед этими судами и снялись с якорей, а грянувший далее шторм потопил большую часть флота. После поражения Армады брандеры стали неотъемлемой частью флота Великобритании.

 Разгром Непобедимой армады, картина Ф. Дж. де Лутербура
Разгром Непобедимой армады, картина Ф. Дж. де Лутербура

В порту Палермо 20 мая 1676 года, Испано-Голландский флот был защищен береговыми укреплениями. Однако французский флот решил его атаковать, отправив отряд из 5 горящих кораблей с попутным ветром в гавань. В панике, экипажи испанских и голландских кораблей начали рубить канаты и выбрасываться на прибрежное мелководье, однако этот шаг лишь ускорил их поражение. Брандеры, не испытывая проблем с движение по ветру, набирали скорость и таки поджигали застрявшие на мелководье корабли. В итоге 9 кораблей испанцев были уничтожены в результате этой атаки.

 Сражение при Палермо. 1676 год.
Сражение при Палермо. 1676 год.

Брандеры широко использовались и в Русском флоте. В ходе Чесменского сражения, которое произошло 6 июля 1770 года, корабли Российской империи сначала эффективно обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с максимального расстояния. После чего четыре вспомогательных судна заранее переоборудованные в брандеры, атаковали его. Одно из них, под командованием лейтенанта Ильина, смогло приблизиться к турецкому кораблю и поджечь его. В дальнейшем пожар быстро распространился и на остальные турецкие корабли, которые находились слишком близко друг к другу. В результате сражения турки потеряли 16 кораблей, 6 фрегатов и до 50 мелких судов.

 Картина Якоба Филиппа Гаккерта «Эпизод морского боя»
Картина Якоба Филиппа Гаккерта «Эпизод морского боя»

В XIX веке судно с огнем пытались модернизировать, правда неудачно. Речь идет о «Ныряющем брандере» (Der Brandtauscher). Этот прототип подлодки изобрел прусский инженер Бауэр. Новое оружие должно было укрепить мощь Пруссии и продемонстрировать миру, что солдаты кайзера могут сражаться на море не хуже, чем на суше. Эта лодка имела длину 26,5 футов (8,07 м), ширину 6,65 футов (2,02 м), высоту корпуса в средней части 10 футов (3,06 м). Водоизмещение составило 27,5 т (подводное 30,5 т). Брандтаушер должен был под водой нападать на корабли, мосты и сооружения портов и вызывать пожары. Вооружение лодки состояло из двух водолазных рукавиц, при помощи которых к вражескому объекту прикреплялось нечто вроде бомбы весом около 50 кг, называемое «Бранд». Из-за этого первая немецкая и самая старая сохранившаяся подводная лодка в мире и получила название «Брандтаухер».

После нескольких тестов лодка утонула 1 февраля 1851 года, предположительно из-за переизбытка балластной воды. Задняя часть подводной лодки стала настолько тяжелой, что дифферент не удалось уравнять насосами и чугунным грузом. Лодка затонула в Кильской бухте, при этом боковые стены были сильно смяты. Экипаж успел спастись собственными силами, но был вынужден ждать 6,5 часов уравновешивания давления. Экспериментальная лодка осталась на дне и была найдена в 1887 году при строительстве Кильской торпедной гавани.

 Брандтаушер в музее г. Дрезден
Брандтаушер в музее г. Дрезден

Не были пламенные корабли забыты и во Вторую мировую. Теперь уже суда не были деревянными, но сам принцип подрыва вражеских единиц на воде не был забыт. Японцы активно применяли скоростные катера-брандеры, начиненные взрывчаткой. Символическое название катеров этого типа – «Синъе» (сотрясение океана). Отсюда пошло наименование катерников-самоубийц – «синъе токкотай». «Синъе» изготавливались из дерева, снабжались двигателем в 67 л.с., развивали скорость до 18 узлов. Дальность их действия была до 250 км. Оснащались либо 120-килограммовой авиабомбой, либо глубинной бомбой в 300 кг. Атаки «синъе токкотай» были весьма эффективны, и американцы их очень боялись, а данные об их атаках засекречивались. Всего их выпустили 1000 штук.

 Японский катер брандер
Японский катер брандер

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Краткая история одной концепции. - Альтернативная История
Сергей Махов. Тактика парусного флота - Альтернативная История

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉