Найти тему
ТыжИсторик

Дон Жуан вчера и сегодня

автор nekojiru

Наверно, нет искусства более быстротечного, чем театр. Спектакль рождается, живет, а затем умирает (списывается на театральном жаргоне), а вместе с ним уходят на страницы учебников и его создатели - режиссеры, художники, актеры. У композиторов тут счастливей судьба, музыка, как впрочем и литературная основа, сможет продолжить свою жизнь дальше.

Александр Головин. Эскиз костюма Дона Жуана. 1910 г.
Александр Головин. Эскиз костюма Дона Жуана. 1910 г.

Это естественный процесс, поскольку спектакль - детище своего времени. Вряд ли бы зритель сегодняшний оценил оригинальную режиссерскую идею и актерскую подачу, если бы наслаждался зрелищем двухвековой свежести. Каждый раз режиссер переосмысляет драматурга, а остальная творческая команда воплощает действие на сцене.

Александр Головин. Эскиз декораций к спектаклю "Дон Жуан". 1910 г.
Александр Головин. Эскиз декораций к спектаклю "Дон Жуан". 1910 г.

Один из великих спектаклей, вошедший в учебники по истории театра, “Дон Жуан” Мольера, поставленный Мейерхольдом в Александринском театре. Это пример удивительного взаимодействия и сотворчества режиссера и художника, сценографом и создателем костюмов был Александр Головин.

Александр Головин. Арапченок. Экскиз к спектаклю "Дон Жуан". 1910 г.
Александр Головин. Арапченок. Экскиз к спектаклю "Дон Жуан". 1910 г.

В то время экспериментатор Мейерхольд увлекался стилизацией и Головин реконструировал на сцене роскошь театрального Версаля. В глубине сцены размещались богато декорированные кулисы и задник, артисты работали преимущественно на открытом просцениуме. В связи с этим решением была и курьезная ситуация, которую описывала актриса, исполнительница роли Шарлотты, Елизавета Тиме:

Прославленный Варламов (исполнитель роли Сганареля) чурался всяких новшеств и вовсе не собирался слушаться Мейерхольда. Он был уже стар, и режиссерскими экспериментами не интересовался. «Варламов заранее предупредил, — свидетельствует Е. Тиме, — что пьесу и роль знает, и пришел лишь на одну из последних репетиций. Ему это разрешили. Увы, не только порхать на сцене, как делали это все персонажи, в том числе и Дон Жуан, но и просто вести весь спектакль на ногах Варламов уже не мог. Тогда Мейерхольд вместе с художником Головиным, подлинным соавтором спектакля, поставили для Варламова недалеко от рампы специальные скамейки, обитые бархатом».
Но этим все трудности не исчерпывались и не решались. Мейерхольд, выдвинув просцениум в зал, вместе с рампой убрал и суфлерскую будку. Варламов же текст никогда не выучивал и без суфлера играть не мог. Роль Сганареля очень велика, в ней семь длинных монологов, и, замечает Малютин, «отсутствие на своем обычном месте спасительного суфлера могло привести к настоящей катастрофе».
Мейерхольд обратился к Теляковскому со специальным письмом, настаивая, чтобы директор заставил артиста выучить роль. Но это не подействовало. Тогда-то Мейерхольд и нашел забавный выход из положения. Головину велено было сделать две изящные ширмы с окошечками, которые были установлены по краям сцены, справа и слева. Перед началом спектакля появлялись два суфлера в костюмах эпохи Людовика XIV, в больших напудренных париках, с манускриптами в руках, усаживались за ширмами, задергивали занавески в окошечках и начинали «подавать текст». Так как оттащить Варламова от суфлера было немыслимо, то обе скамеечки Сганареля оказались поблизости от этих ширм. «И, — вспоминает Тиме, — произошло чудо: Варламов сидел на своей скамейке, все исполнители по специально измененным мизансценам порхали вокруг него, а создавалось впечатление, что Сганарель необычайно подвижен и услужливо “обхаживает” своего хозяина!.. Иногда Варламов все-таки вставал со скамейки. В сцене на кладбище он должен был, по замыслу Мейерхольда, пройти вдоль рампы, освещая фонарем лица сидящих в первом ряду высокопоставленных господ. Это было довольно рискованно, но Варламов играл так искренне, что никто не обижался, и аплодисменты завершали этот, кажется, единственный проход артиста на сцене.
К. А. Варламов в роли Сганареля
К. А. Варламов в роли Сганареля

Мейерхольд видел Дон Жуана холодным, надменным, ироничным, презирающим окружающих. Этот образ на сцене воплотил артист Юрий Юрьев. Гротескную холодность героя оттенял Константин Варламов в роли Сганареля, его жизнелюбие и непринужденность контрастировали и подчеркивали высокомерие Дона Жуана.

Ю. М. Юрьев в роли Дона Жуана
Ю. М. Юрьев в роли Дона Жуана

В 2018 году на сцене “Сатирикона” состоялась премьера этой же пьесы Мольера в постановке Егора Перегудова. Главным сценографическим решением спектакля (художник Владимир Арефьев) стала вращающаяся башня, на которой буквально держится вся визуальная и смысловая композиция спектакля.

Владимир Арефьев. Спектакль "Дон Жуан". 2018 г.
Владимир Арефьев. Спектакль "Дон Жуан". 2018 г.

Если Дон Жуан Юрьева был холоден и недоступен, то можно представить насколько иная трактовка образа предложена Тимофеем Трибунцевым, который буквально до последнего действия расхаживает в растянутой майке-алкоголичке, пререкается с Богом и испытывает терпение Сганареля (Константина Райкина), грустно принимающего все недостатки своего хозяина. Вот как описывает одну из деталей, раскрывающих характер главного героя, Анастасия Казьмина в статье для “Петербургского театрального журнала”:

Пьеса Мольера пестрит призывами к небу с требованием суровой кары для богохульника. В спектакле Егора Перегудова в ответ на эти вопли каждый раз возле Дон Жуана что-то падает: то бутафорский горшок с цветами, то пенопластовый кирпич, а то и надувной диван. Тут же Трибунцев, подняв голову, насмешливо кричит вверх: «Мимо!».
Тимофей Трибунцев и Константин Райкин в спектакле "Дон Жуан"
Тимофей Трибунцев и Константин Райкин в спектакле "Дон Жуан"

Сам Мольер сделал фигуру Дона Жуана более сложной, более многогранной, нежели образ банального развратника. Он герой своего времени и автор не лишает его и достоинств: Дон Жуан галантен, щедр, смел. Именно такой образ создает и Мейерхольд, хоть и особо подсвечивая в нем отрицательные черты. Егор Перегудов умудрился, сохранив авторский текст, продемонстрировать совсем иного Дона Жуана - безалаберного, неряшливого, беспардонного. Героя нашего времени.

Заходите в наш Телеграмм!