Найти тему
Is Postnikov

Игры современного мира | Теория игр

Оглавление

В своей повседневной жизни мы принимаем множество решений: какой дорогой поехать на работу, как понравится новому начальнику и стоит ли сотрудничать с бизнес-партнером?
Так или иначе, каждое решение оказывает влияние на нашу дальнейшую жизнь. Поэтому возникает вопрос - какие решения следует принимать в тех или иных ситуациях?
Разбираемся далее.

Принятие решения 🤨

Когда мы говорим о принятии решения, мы подразумеваем некий выбор из предложенных вариантов. И как бы много не было вариантов, чаще всего мы выбираем из двух, как нам кажется, наилучших вариантов из предложенных.

Так, выбрать блюдо в ресторане иногда хоть и является сложной задачей, чаще всего решается просто. В этом примере мы ориентируемся рядом факторов: насколько мы голодны, какой у нас бюджет, мы кушаем в одиночку или в компании, а также необходимо ли произвести впечатление на собеседника?

Принимая решения, мы не задумываемся о стольких факторах сразу, большинство из них решаются нами автоматически, как по привычке. Особенно если приведенная ситуация повторялась множество раз.

Изучением вопросов принятия решений, занимается наука - Теория игр. Причем ее положения актуальны как для больших групп, так и для отдельных людей, то есть нас.

Стратегия 💸

Базовым понятием Теории игры, является понятие стратегия. Под стратегией в данном случае понимается наиболее эффективные действия на возможные варианты действий противника.

Противником не обязательно выступает другой человек в состязании. Им может быть любой человек или группа лиц, которые также принимают решения в отношении одного и того же вопроса.

Например, вы принимаете решение: поехать на работу на машине или воспользоваться автобусом? На этот вопрос отвечают и другие жители города.
Если каждый поедет на машине, то будет пробка. И тогда ехать в душном автобусе в пробке будет не лучшим началом дня.
Поэтому вы принимаете решение ехать на машине и стоять в пробке в более комфортных условиях.

Что не так с примером выше?

Если большинство жителей города выбрали бы общественный транспорт, то тратить много времени в пробке не пришлось. Хотя общественный транспорт менее комфортное средство передвижения, чем собственный автомобиль.

Таким образом, мы ежедневно выбираем более комфортный вариант, зная, что другие поступят также. Но вряд ли стояние по несколько часов в пробке можно назвать комфортным вариантом.

Другим ярким примером, является Командная задача.

Все мы знаем, что выхлопные газы автомобилей оказывают существенное негативное влияние на окружающую среду. При этом личный автомобиль иметь каждый второй житель города.
Если я перестану пользоваться автомобилем, разве это поможет хоть сколько-то ощутимо снизить загрязнение окружающей среды?

Также думает каждый владелец автомобиля и продолжает им пользоваться, несмотря на любые предупреждения защитников природы и окружающей среды.

Что общего у приведенных выше примеров?

При принятии решения мы учитываем действия других людей.

Игра 🙌

Перефразируем приведенные примеры в термины Теории игр.

Два игрока, каждый из которых принимает решение в ответ на возможные действия соперника. То есть каждый игрок выбирает стратегию ответных действий на действия соперника.

Так, играя с другом в карты, вы оба принимаете решение, какой картой следует ходить.

Также и при трудоустройстве на желаемую работу, вы считаете, что вашему работодателю нравятся ответственные работники с большим стажем работы. И выбираете стратегию, в которой делаете упор именно на эти факторы.

В любой игры или жизненно ситуации мы желаем победить, то есть хотим получить выгоду. Вряд ли вы обрадуетесь, если вашему потенциальному работодателю все равно на ответственность и стаж, ведь ему важны молодые и творческие специалисты.

Таким образом, каждый участник игр максимизирует, то есть пытается достичь максимального значения, собственной выгоды.

Подобная стратегия действительна полезна в суровом мире природы, когда главной целью является собственная жизнь.

Однако мир вокруг существенно поменялся и подобная стратегия приводит к пробкам на дорогах, обрушению мостов и в конечном итоге меньшей выгоде для нас самих.

Арбитр 👮‍♂️

Когда участники игр не могут договориться между собой, чтобы максимизировать выгоду для всех участников, на помощь приходит третья сторона - арбитр.

Для общества в целом - это государство, которое устанавливает нормы и связи между участниками игр. Хотя порой и подобных мер недостаточно или они неэффективны.

Арбитром в задаче Гребцов будет выступать контролирующий.

Нескольким гребцам необходимо как можно скорее доставить груз с одного берега на другой.
Каждый из гребцов принимает решение, вкладывать все свои силы в работу или грести в пол силы. Зная, что гребцов в лодке много, каждый решает, что другие смогут справиться и без него, а значит можно расслабиться.
Также думают и остальные гребцы и лодка ели движется.

Приведенный выше пример отлично описывает повседневную работу людей, где компании могла бы достичь больших успехов, если бы лучше контролировали каждого сотрудника.

Однако и здесь нужно понимать, что не все так однозначно.

Хороший человек 🙂

Так или иначе, мы живем в мире, где не всегда соперник стремится играть честно и нацелен лишь на получение личной выгоды, а не на сотрудничество. Пускай и второе дало бы больший результат.

Что же делать в таких ситуациях? Стоит ли искать выбирать зло или оставаться на доброй стороне?

Рассмотрим еще одну задачу

Вы играете друг против друга. Каждый может сделать выбор в пользу сотрудничества или предательства. Цель игры: набрать наибольшее количество очков.

При этом, если каждый из вас выбрал сотрудничество, то вы получаете по 3 очка.
Если же вы предадите соперника, а он выберет сотрудничество с вами, то вы получите 5 очков, а соперник 0.
Данное правило работает и в точности наоборот, если вы выберите сотрудничать, а соперник вас предаст.
Если же вы оба предадите друг друга, то каждый получит по 1 очку.

Данная игра может существенно отличаться, если выбор повторяется больше одного раза.

Допустим, нужно принять решение лишь один раз, тогда очевидно, если вы не можете договориться, то вы будете предавать друг друга и получить хоть какое-то количество очков - 1.

Но что если подобное решение необходимо выполнить, раз так сто. Предавая друг друга ход за ходом количество очков будет равным, а значит победителя не будет.

Тогда игроки будут вынуждены поменять стратегию и уже не будут бездумно предавать друг друга раз за разом. А значит необходимости предавать в первом ходе не будет, ведь при сотрудничестве каждый получит больше очков.

Кто первый?

Стратегии в таком случае можно будет условно разделить на добряков и плохишей. Добряки никогда не предадут первыми, в свою очередь плохиши сделают это.

Как вы думаете, какая группа стратегий будет более эффективной?

Этим же вопрос задался профессор Роберт Аксельрод, который провел ряд экспериментов с программами, играющими в эту самую игру.

Стратегии плохишей каждый раз выходили по очкам либо в ноль, либо проигрывали. В свою очередь стратегии добряков набирали наибольшее количество очков благодаря сотрудничеству.

Итог

Несмотря на сложность и враждебность окружающего мира, так или иначе каждый человек, стремясь достичь наибольшей личной выгоды, в конечном итоге столкнется с парадоксом сотрудничества. Так, наибольший успех достигается благодаря совместным усилиям, где каждый учитывает тот факт, что его решение может изменить текущее положение дел в лучшую сторону.

Полезные статьи: