Найти тему

«Некрополь мастеров искусств». Выдающиеся надгробия выдающихся деятелей отечественной культуры

Оглавление

Корчагина-Александровская Екатерина Павловна (1874–1951)

Выдающаяся русская и советская актриса, Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии.

Родилась в Костроме в семье провинциальных актеров. По её собственным словам, никакого образования не имела. Читать и писать выучилась с помощью случайных людей, а актерскому мастерству училась у матери. Играть на сцене начала в 13 лет, главным образом в амплуа травести. Постоянно переезжала с места на место, сменив десятки провинциальных театров и сыграв в общей сложности порядка 400 ролей.
В 1903 году познакомилась с Верой Федоровной Комиссаржевской и была актрисой её театра до 1907 года. Затем играла в «Петербургском театре», Театре Литературно-художественного общества и наконец с 1915 года до конца жизни одна из ведущих актрис Императорского Александринского театра (Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина).
Была непревзойденным мастером перевоплощения, но больше всего любила роли характерных старух

-2

В 1923 году сразу после открытия кинофабрики «Севзапкино»(будущий «Ленфильм») начала активно сниматься в кино. Сыграла более 10 ролей в фильмах эпохи «великого немого».
Скончалась 15 января 1951 года и была похоронена в «Некрополе мастеров искусств».
В 1958 году на могиле был установлен памятник работы Михаила Константиновича Аникушина, прославившегося к тому моменту памятником Пушкину на площади Искусств.

Надгробие замечательной актрисы смотрится просто, но торжественно. Михаил Константинович, как мне кажется, нашёл решение, установив гранитную прямоугольную стелу на скошенную, выступающую вперед цокольную плиту. Бронзовый горельефный поясной портрет актрисы установлен на лицевой поверхности вертикальной стелы.

-3

Лаконично, просто и не побоюсь этого слова гениально.

-4

Косиковский Андрей Иванович (1769–1838)

Барельефный портрет А. И. Косиковского работы А. Тербенева
Барельефный портрет А. И. Косиковского работы А. Тербенева

Купец 1-й гильдии, именитый гражданин, один из богатейших людей своего времени. По всей видимости он не бедствовал и до Отечественной войны 1812 года, ну а уж в годину наполеоновского нашествия и последовавшего затем заграничного похода, преумножил свое состояние многократно, поскольку был одним из крупнейших откупщиков (поставщиков) продовольствия для Императорской армии.
О богатстве этого человека свидетельствует тот факт что он сам, а затем члены его семьи владели доходным домом на Невском проспекте.

Доходный дом Косиковского.
Доходный дом Косиковского.

Скончался именитый гражданин А.И. Косиковский в июне 1838 года. Был похоронен на Тихвинском кладбище, а уже через 2 года родственники воздвигли над его могилой один из самых роскошных мемориалов во всем Петербурге.

-7

Надгробие представляет собой портик-сень с 8 стоящими попарно колоннами с резными капителями, поддерживающими двускатное перекрытие с фронтонами с акротериями в виде масок и фризом с рельефными метопами и триглифами. Под сенью резной саркофаг на стилизованных лапах, с барельефным профильным портретом Косиковского на восточном торце.

-8

и крестом в сиянии на западном.

-9

Надгробие помещено на ступенчатый гранитный цоколь на газоне с поребриком.
Авторами этого несомненного шедевра стали скульптор Паоло Катоцци.

-10

и мастер – камнерез И. Алешков

-11

Крамской Иван Николаевич (1837–1887)

И. Е. Репин. Портрет И. Н. Крамского. 1882 год.
И. Е. Репин. Портрет И. Н. Крамского. 1882 год.

Знаменитый русский художник второй половины 19 века. Автор целого ряда портретов своих выдающихся современников.
Родился в семье писаря 27 мая (8 июня) 1837 года в Острогожске Воронежской губернии. В 15 лет поступил в ученики к местному иконописцу. В 1857 году был принят в Императорскую Академию художеств, где быстро стал одним из лучших учеников.
В 1863 году возглавил, так называемый «бунт четырнадцати», суть которого сводилась к тому что лучшие ученики претендовавшие на большую медаль, дававшую право на дальнейшее обучение в Европе за казенный счет, отказались писать картины на заданные темы и подали прошение на право выбрать тему самостоятельно. После категорического отказа Крамской и ещё 13 его товарищей покинули академию и организовали «Петербургскую артель художников», просуществовавшую до 1871 года. В начале 70-х годов 19 века Крамской становится одним из основателей «Товарищество передвижных художественных выставок».
Спустя несколько лет становится одним из самых знаменитых и востребованных мастеров портрета. К нему обращаются самые высокопоставленные и богатые люди, включая членов Императорской фамилии. Он создал более 700 портретов своих известнейших современников, но всемирную славу ему принесла «Неизвестная»

-13

О том, кем была эта дама, историки искусства спорят до сих пор, но кем бы она не была, она прекрасна, и вот уже более 140 лет мы любуемся её красотой.

24 марта (5 апреля) 1887 года академик Императорской Академии художеств Иван Николаевич Крамской скоропостижно скончался прямо в своей мастерской. По иронии судьбы произошло это во время работы над портретом известного врача доктора медицины Карла Андреевича Раухфуса, который пытался оказать ему помощь, но ничего сделать не смог.
Великий художник был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен в «Некрополь мастеров искусств», без надгробия. Что произошло со старым памятником и как он выглядел неизвестно.

Ныне на могиле установлен обелиск серого полированного гранита на прямоугольном постаменте и цоколе. На лицевой стороне постамента вырублена надпись:

Художник Иван Николаевич Крамской 1837–1887

-14

Автором обелиска взятого из фондов Музея городской скульптуры был мастер А. Вассербургер.

Несколько лет назад в Царском селе была установлена скульптурная композиция А. М. Таратынова «Крамской и Неизвестная»

-15
-16

Крылов Иван Андреевич (1769–1844)

Портрет И. А. Крылова работы К. Брюллова, 1839 год.
Портрет И. А. Крылова работы К. Брюллова, 1839 год.

Самый знаменитый русский баснописец, не нуждающийся в особом представлении.
Его басни все мы знаем с раннего детства.
Иван Андреевич родился в Москве, в семье бедного армейского офицера А. П. Крылова.
Вскоре после рождения сына отец был переведен на Урал и служил в Яицкой крепости. Совсем ребенком маленький Ваня пережил вместе с матерью все ужасы осады Оренбурга войсками Пугачёва и ставшая притчей во языцех невоздержанность Крылова в еде была ничем иным как последствием голода пережитого в детстве.
Не получивший никакого систематического образования Иван Андреевич Крылов самостоятельно не только освоил грамоту и письмо, но и научился играть на нескольких музыкальных инструментах, сочинял музыку, свободно говорил по французски, а в дальнейшем освоил английский, немецкий и итальянский языки. Кроме того, специально для того, чтобы перевести на русский язык Гомера Крылов выучил древнегреческий. Добавьте к этому прекрасные математические способности и талант художника, и вы поймете, насколько уникальным был этот человек.

В Петербург он приехал с матерью в 1783 году, где благодаря протекции знакомых получил место служащего в казённой палате. Печататься начал в журнале «Лекарство от скуки и забот» в декабре 1786 года. Первые басни были опубликованы в журнале «Утренние часы» в 1788 году. В дальнейшем Иван Андреевич много и успешно печатался в различных журналах Петербурга и Москвы. Причем литературное творчество его было весьма разнообразно. Он писал пьесы, делал переводы стихов зарубежных поэтов и конечно не забывал про басни.

Первый сборник его басен вышел в 1809 году и имел вполне заслуженный успех.
С 1810 года был принят на службу в Императорскую публичную библиотеку, а16 декабря 1811 года он избран членом Российской Академии наук.

Скончался Иван Андреевич Крылов 9 (21) ноября 1844 года. Сразу же после смерти великого баснописца поползли слухи, что он умер от неумеренного обжорства, о чем можно услышать и сегодня. В настоящее время доказано, что великий литератор скончался от двустороннего воспаления лёгких. Болел он достаточно долго и потому успел дать определенные распоряжения.
В день его похорон друзья и знакомые пришедшие с ним проститься получили по экземпляру басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию».

Похоронен Иван Андреевич Крылов на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

-18

Памятник на могиле -жертвенник из черного полированного гранита, суживающийся кверху, с двумя фронтонами и акротериями по углам, на прямоугольном постаменте и цоколе из серого кованого гранита. В верхней части монумент увенчан золоченым шестиконечным крестом с «сиянием» на подставке. Памятник был изготовлен в известной петербургской мастерской Е.М. Тропина. Известно, что Крылов никогда не имел своей семьи, поэтому средства на похороны и установку памятника были выделены лично Императором Николаем I.

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года