Написать эту статью меня подтолкнул комментарий читателя, который стал задавать именно такие вопросы — каков вывод из тех страшных цифр потерь нашей армии в Великой Отечественной войне, как это оценивать?
И действительно, что значат эти цифры?
Долгие годы мы лишь знали о том, что за Победу в Великой Отечественной нам пришлось заплатить огромными жертвами. Но в силу того, что ничего кроме как про 20 миллионов погибших мы не знали, то делать какие-то выводы и даже просто обсуждать было нечего. Только скорбить.
Сегодня мы знаем и о том, сколько погибло мирных жителей — тут нам остаётся по-прежнему лишь скорбить, и потерях военных, потерях на поле боя, по которым у очень многих людей возникают вопросы.
Что мы знаем?
Что общие боевые безвозвратные потери у РККА составили 11 миллионов человек, тогда как у Германии 8 миллионов. После войны число безвозвратных потерь сократилось, так как произошёл обмен пленными. Для тех, кто вдруг не понял, люди, попавшие в плен, заносились в графу пропавшие без вести и учитывались как безвозвратные потери. За то, что множество пленных получили свободу и вернулись домой к своим семьям, остаётся только радоваться, но в качестве показателя боевых действий этот факт никакого значения не имеет.
Цифры 11 миллионов у нас и 8 миллионов у Германии обычно споров не вызывают, хотя находятся такие, которые пытаются их как-то ещё откорректировать. Их можно понять, я бы тоже хотел, чтобы за одного нашего солдата полегло два вражеских. Но от моих, как и любых других хотелок ровным счётом ничего не изменится.
Однако, если эти цифры уточнить, то получается, что с 22 июня 1941 года и по 1 января 1945 года немцы потеряли безвозвратно на Восточном фронте около 4 миллионов человек, тогда как у нас эта цифра составляет 10 472 209 человек. Почти половина немецких потерь приходится на 1945 год, причём документально подтверждённые потери за этот год на несколько миллионов меньше. В любом случае надо понимать, что 1945 год в плане потерь не показателен — Вермахт ведь крушили и громили мы, да и ещё немножко союзники, так что...
Эту цифру общих потерь надо обязательно рассматривать вместе с данными по периодам, а лучше по конкретным операциям. Причём учитывать то, что соотношение потерь на поле боя надо обязательно соотносить с соотношением сил сторон перед началом операции, с учётом дальнейших изменений состава войск.
Не знаю, стоит ли приводить примеры, каждый их сможет легко найти сам. Давайте приведу несколько по операциям малоизвестным. Например, Гомельско-Речицкая наступательная операция, проводимая Центральным фронтом в ноябре 1941 года, при 3-4-кратном нашем превосходстве в силах закончилась с нашими потерями в 110 615 человек, а немецкими — 10 518 убитыми и ранеными.
В ходе Днестровской наступательной операции (на Западе имеют как 1-я Ясско-Кишенёвская, в СССР вообще неизвестна) известны наши потери не полностью, нет данных за апрель по 3-му Украинскому фронту, но и тогда получается 166816 человек. С учётом данным по 3-му Украинскому потери не менее двухсот тысяч человек. Немецкие потери составили 62 тысячи, румынские точно не известно, но могли достигать 50 тысяч. То есть при 3-4-кратном нашем преимуществе в силах потери были вдвое больше, чем у противника, причём там значительная часть пришлась на румынские войска — весьма слабовооружённые и плохо мотивированные.
Операция «Суворов» — пожалуй, самая успешная на центральном участке фронта в 1943 году, обошлась нам в 451 466 человек, тогда как немецкие потери 70 593 человека.
Давайте на этом закончим, столь безрадостных примеров у нас, увы, много.
Вернёмся к главному вопросу.
О чём вам говорят все эти цифры?
Мне лично, в первую очередь, они говорят об удивительной способности нашего народа к самопожертвованию, о патриотизме, который в условиях войны превалирует над всем прочим. Не могу найти в истории примеров, чтобы страна способна была сопротивляться, неся такие потери, потеряв огромные территории, терпя одно поражение за другим.
Давайте вспомним, что Великая Отечественная война не только отличается чудовищными потерями боевыми, но и небывалым в истории масштабом коллаборационизма. Точно мы до сих пор не знаем, но всяком свыше миллиона наших граждан перешли на сторону врага. И перешли не чтобы сражаться против своей Родины, а против советской власти, что для них было не одно и тоже. Миллион человек, от генерала Власова до безвестных рядовых. Их никто не оправдывает, они предатели, но от этого картина не меняется. И уж всяко получается, что это не коммунистическая партия сплотила наш народ на борьбу. А если не вера в светлое коммунистическое будущее, то что? Остаётся лишь тоже, что вело в атаку на Куликовом поле, под Полтавой и Бородино. Войн в нашей истории было много, крови пролито в них нашей немало, но на сторону врага столь массово не переходили. Вот вам и вывод. Может у кого-то есть другие объяснения?
Конечно, ко всему этому надо добавить и неизбежный вывод о неготовности страны к войне. То есть, к войне в СССР готовились всегда, только результат оказался не тот, что на бумаге. Подготовить армию к войне, хоть молитвами, хоть политинформациями невозможно, солдата стрелять надо учить и ещё многому другому. Армии нужны грамотные командиры, армии нужны традиции, а всё это осталось в прошлом.
Может быть, кто-то может предложить своё толкование, сделать свои выводы из всех упомянутых выше цифр? Милости просим.
Я же предложу в качестве информации для размышления некоторые данные:
Интереснейший документ о потерях Германии во Второй Мировой войне