Найти в Дзене

Как организовать работу со слабоуспевающими учениками летом?

Оглавление

В июне и августе учителя традиционно занимаются со слабоуспевающими учениками, получившими в году неудовлетворительную отметку.

Часто такие занятия кажутся педагогам бесполезными и воспринимаются как обуза, а потому проводятся формально. Пришёл ученик, учитель дал ему несколько упражнений из учебника, а потом поставил «три пишем – два в уме». Главное, чтобы ребёнок отходил положенные 10 дней. Такие летние занятия превращаются не в «ликбез», а в наказание для нерадивого ученика. Пользы – ноль. Отвращение к предмету и ненависть ребёнка к школе и учителю обеспечены.

Для того чтобы этого не происходило, надо сделать занятия со слабоуспевающими учениками по-настоящему полезными и интересными.

С чего начать?

Надо выявить пробелы в знаниях ребёнка. Сделать это можно разными способами:

  • дать диагностическую работу;
  • проанализировать отметки, полученные в течение года;
  • проанализировать результаты ВПР и тематических контрольных работ, которые ученик писал в течение года;
  • побеседовать с учителем (в случае, если вы занимаетесь не со своим учеником).

Что дальше?

После того как пробелы выявлены и проблемы обозначены, надо разделить материал на темы (блоки) и составить индивидуальный план занятий. Это вовсе не обязательно должна быть подробная таблица из двадцати пяти колонок, как для проверяющих. Достаточно обыкновенного списка тем для себя.

Нужна ли теория?

Далее к каждой теме нужно подобрать теоретический материал. Включаем в него только основную информацию (базу), не перегружаем подробностями, сложными и факультативными случаями. Теоретический материал следует адаптировать для слабоуспевающего ребенка, то есть изложить его просто и понятно (правила и статьи из учебника не подойдут: они слишком сложны для таких учеников).

Теорию лучше представить в следующем виде:

  • короткие правила;
  • алгоритмы;
  • образцы;
  • инструкции;
  • таблицы;
  • схемы;
  • планы.

Теорию по теме не нужно давать всю сразу. Лучше перед каждым заданием или блоком заданий поместить ту часть теоретического материала, который нужен конкретно для выполнения предложенных упражнений. Таким образом, теория для слабоуспевающего ученика становится опорой, подсказкой, к которой он может обратиться при выполнении заданий.

Какие давать задания?

К каждому теоретическому блоку следует подобрать или разработать комплекс упражнений для отработки. Это должны быть задания базового (копирующего) и общего (воспроизводящего) уровней.

Базовые задания предполагают восприятие знаний, запоминание и воспроизведение. Это задания репродуктивного характера: вставить пропущенные слова, внести недостающие сведения, отделить верное от неверного.

Возможные формулировки заданий:

  • Спишите, вставьте, расставьте...
  • Найдите и выпишите...
  • Выберите вариант...
  • Определите...
  • Прочитайте, ответьте на вопросы...
  • Подчеркните (выделите)...
  • Раскройте скобки...
  • Укажите...
  • Составьте схему...

Задания общего уровня предполагают осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации. Это задания продуктивного характера: решение по алгоритму, преобразование в 2-3 действия.

Возможные формулировки заданий:

  • Заполните таблицу...
  • Выберите варианты...
  • Подберите подходящее...
  • Найдите лишнее...
  • Замените...
  • Произведите разбор...
  • Распределите...

Задания высокого (продвинутого уровня), предполагающие неалгоритмизированные действия, большое количество преобразований или творческую работу, слабым ученикам лучше не предлагать, так как они с ними не справятся.

При подборе или разработке заданий нужно соблюдать следующие правила:

  • заданий должно быть немного, но они должны быть разнообразные,
  • задания должны быть несложными, но не примитивными;
  • располагать задания нужно от простого к сложному;
  • для заданий следует подбирать небольшие интересные тексты познавательного характера;
  • в подборку должны быть включены задания игрового характера;
  • по возможности включать в задания работу с цветовой маркировкой (выделить или подчеркнуть цветным карандашом, раскрасить).

Нужны ли ответы?

Конечно, нужны ответы для самопроверки. Перед тем как учитель проверит работу, нужно предложить ученику эталон, с которым он сможет сравнить своё решение и затем исправить ошибки. Можно предложить ребёнку сделать это ручкой другого цвета. Потом, когда работу проверил и сам ребёнок, и учитель, необходимо проанализировать эти ошибки, разъяснить то, что осталось непонятным.

Но это же трудозатратно

Если построить летние занятия со слабоуспевающими учениками таким образом, то они принесут пользу и не будут в тягость ученикам. Но понятно, что в этом случае большая нагрузка ляжет на учителя, которому придётся прилагать огромные усилия и тратить много времени для подготовки к таким занятиям.

Если у вас на это уже нет ни сил, ни времени, то воспользуйтесь готовыми тетрадями для занятий со слабоуспевающими учениками. Вам нужно будет лишь провести диагностику, составить план занятий и провести их, а вот содержание теоретических материалов и заданий мы взяли на себя. Все примеры, приведённые выше в статье как раз из этих тетрадей.

Приобрести тетради можно здесь:

Рабочая тетрадь для дополнительных занятий со слабоуспевающими учениками. 5 класс.

Рабочая тетрадь для дополнительных занятий со слабоуспевающими учениками. 6 класс.

Рабочая тетрадь для занятий со слабоуспевающими учениками. «Имя числительное». 6 класс.

Рабочая тетрадь «Глагол» для занятий  со слабоуспевающими учениками. 6 класс.

Рабочая тетрадь для дополнительных занятий со слабоуспевающими учениками. 7 класс.

Рабочая тетрадь для слабоуспевающих учеников. Деепричастие. 7 класс.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.