На Социальный фонд возлагали большие надежды. Реорганизация офисов, экономия денег, повышение удобства обслуживания. Однако вскоре выяснилось, что свой первый год жизни СФР закрыл с рекордным дефицитом. О том, почему так произошло, рассказываем далее.
Реорганизация Пенсионного фонда и его последующее слияние с ФСС (фондом социального страхования) дало СФР. Согласно первоначальной задумке, такой ход был нацелен на сокращение расходов. За счет оптимизации число сотрудников уменьшилось, благодаря чему чиновники планировали перераспределить оставшиеся деньги на пособия.
Однако практика показала, что объединение фондов не всегда способствует экономии. Подсчеты показали, что 2023 год оказался для СФР анти-рекордным. Прошедший год фонд завершил с дефицитом, достигшим 594 миллиардов рублей. Для сравнения приведем максимальные показатели ПФР. Самый большой дефицит у него был в 2015 году и составил 544 миллиарда.
Последний год существования Пенсионного фонда и вовсе отмечен выдающимися успехами. В 2022 году ПФР показал небывалый профицит, достигший 1,1 триллионов рублей. Впрочем, не все так просто. Профицит объяснялся изменением в графике переводов. В 2022 году федеральный трансферт, предназначенный на 2023 год, поступил раньше времени, что и отразилось на цифрах.
Доходная часть бюджета СФР состоит из двух элементов: страховых взносов клиентов и денег, полученных из федерального бюджета. В зависимости от того, откуда поступают средства, решается их последующая «судьба»:
- страховые деньги переходят в страховые выплаты гражданам;
- деньги федбюджета уходят на социальные выплаты нестрахового типа.
Кассовое исполнение доходов Соцфонда также не оправдало ожиданий и прогнозов. В прошлом году его размер составил 13,3 триллиона рублей, т.е. на 448 миллиардов меньше суммы, заготовленной в законе о бюджете. Можно подумать, что такая нехватка объясняется нехваткой самих взносов, поступающих от россиян, однако это не так.
Средства, перечисляемые работодателями за своих сотрудников, удивили экономистов. Взносы на ОПС составили 7,75 триллионов. Эта сумма на 6% превышает сумму, указанную в бюджете, и на 25% превышает показатели 2022 года. Доля взносов в совокупной величине доходов увеличилась больше, чем наполовину – до 57%.
Понять такой взрыв нетрудно. В 2023 году зарплаты постоянно росли. Эта тенденция затронула не все трудовые сферы, однако была несомненна. А поскольку взносы составляют определенный процент, то, чем выше зарплата, тем больше величина самого взноса. Данные Росстата показывают, что номинальная заработная плата в прошедшем году подросла на 14%.
Что касается текущего дефицита, то его объясняют сокращением трансферта. Вместо запланированных 5 триллионов на Социальный фонд в прошлом году потратили всего 4. Из-за этого часть трансферта в доходах СФР сократилась до 30%. Для сравнения: в самые неудачные для ПФР годы трансферт не падал ниже 38%.
Изменение политики в отношении Социального фонда легко объяснить. Поскольку в 2022 году федеральный бюджет потратил на ПФР больше задуманного, в 2023 году он компенсировал свои затраты. Т.е. с точки зрения СФР едва ли что-то изменилось. Чередование профицита и дефицита объясняется не всегда последовательными попытками государства поддержать фонд.
Исходя из этих показателей, экономисты Финуниверситета при правительстве указывают на то, что дефицит СФР является искусственным. В основе него политика государства, которую можно обозначить, как перекладывание денег «из одного кармана в другой». Социальный фонд выступает в этом процессе оператором выплат, посредником между россиянами и государством.