Слова, вынесенные в заголовок, - это ещё и отношение Пушкина к героине. Продолжим сравнение сказок?
Очень любопытно – о возрасте.
«Белоснежка же между тем подрастала и хорошела, и уже по восьмому году она была прекрасна, как ясный день». Так сказано у братьев Гримм. «И когда королева однажды спросила у зеркальца»… Совершенно ясно, что оно ответило! И дальше речь пойдёт именно о девочке, а не о девушке. В немецкой сказке приказ убить принцессу был дан псарю, у которого «словно камень с сердца свалился, когда он пощадил ребёнка».
Я уж не говорю о том, что Пушкин во многом уменьшает «кровожадность» сказки: у братьев Гримм королева отдаёт приказ: «Выведи эту девчонку в лес, чтобы она мне более на глаза не попадалась. Убей её и в доказательство того, что моё приказание исполнено, принеси мне её лёгкое и печень», - а затем, получив лёгкое с печенью молодого оленя, велит повару «их присолить и сварить, и злая баба съела их, воображая, что ест лёгкое и печень Белоснежки».
У Пушкина мачеха до людоедства всё же не доходит, хотя приказ её и жесток:
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Кстати, Пушкин смягчит и финал: у него просто сказано о мачехе, увидевшей вернувшуюся царевну, что «тут её тоска взяла, и царица умерла». У братьев же Гримм для пришедшей на свадебный пир злодейки «уже давно были приготовлены железные башмаки и поставлены на горящие уголья… Их взяли клещами, притащили в комнату и поставили перед злой мачехой. Затем её заставили вставить ноги в эти раскалённые башмаки и до тех пор плясать в них, пока она не грохнулась наземь мёртвая». Но я забежала вперёд…
Итак, Белоснежка, по сказке, - девочка, ребёнок, что подтверждается и её поведением в доме гномов.
А у Пушкина мы видим взрослую девушку, невесту (о её женихе речь впереди, сейчас писать ничего не буду), мачеха узнает правду от зеркальца «на девичник собираясь». Да и богатыри потом будут ей предлагать замужество: «Одному женою будь, прочим ласковой сестрою».
Но, конечно, куда важнее поведение красавиц.
Итак, обе они, долго проблуждав по лесу, выходят, наконец, к жилью. Белоснежка находит хижину, где «всё было маленькое, но такое чистенькое и красивенькое, что и сказать нельзя», и видит приготовленный для хозяев ужин. «Белоснежка, которой очень и есть, и пить хотелось, отведала с каждой тарелочки овощей и хлеба и из каждой чарочки выпила по капельке вина, потому что она не хотела всё отнять у одного. Затем, утомленная ходьбой, она пыталась прилечь на одну из кроваток; но ни одна не пришлась ей в меру; одна была слишком длинна, другая – слишком коротка, и только седьмая пришлась ей как раз впору. В ней она и улеглась, перекрестилась и заснула». Конечно, маленькая девочка устала…
А пушкинская царевна ведёт себя совершенно иначе. «До зари в лесу блуждая», она «набрела», наконец, на терем и, приветливо встреченная псом, входит в «светлую горницу». Мы видим, наверное, типичную обстановку богатого дома:
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут.
И, хоть и после долгого пути, но она делает так, что хозяева отметят:
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал».
Мы узнаем, что она
На полати взобралась
И тихонько улеглась – лишь после того, как
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку…
Белоснежка пугается, проснувшись утром в окружении гномов, а затем соглашается на их предложение: «Не хочешь ли ты присматривать за нашим домашним обиходом – стряпать, стирать на нас, постели постилать, шить и вязать? И если ты всё это будешь умело и опрятно делать, то можешь у нас остаться надолго и ни в чём не будешь терпеть недостатка». И точно - «Дом гномов она содержала в большом порядке; поутру они обыкновенно уходили в горы на поиски меди и золота, вечером возвращались в свою хижинку, и тогда для них всегда была готова еда».
Встреча царевны с богатырями описана совсем иначе. Она выходит в ответ на их призыв:
Выдь и покажися,
С нами честно подружися…
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Но и здесь ведёт себя очень скромно и, говоря современным языком, тактично:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
И затем, хоть братья и видят, кого приютили в своём доме («Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали»), она показывает себя, в первую очередь, трудолюбивой хозяйкой. И когда они уезжают на «молодецкий разбой»,
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит…
И в другой раз автор расскажет, что она «милых братьев поджидая, пряла, сидя под окном». Никуда не делись и её доброта, и вера в людей, ведь даже злодейку «черницу», не подозревая о её помыслах, она ласково приветит:
«Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
И снова сравнение: у братьев Гримм мачеха расправляется с ненавистной падчерицей лишь с третьей попытки. Сначала она туго шнурует её, но гномы вовремя возвращаются и разрезают шнурок; затем втыкает ей в волосы ядовитый гребень (и снова о возрасте: «Гребень до такой степени приглянулся девочке, что она дала себя оморочить»), но и гребень вынимают гномы; и только отравленное яблоко (как и у Пушкина) позволяет ей достичь цели. Хотя интересно сравнить ещё и моменты «пробуждения» героини. У братьев Гримм всё прозаично: слуги, несущие гроб на плечах, «споткнулись о какую-то веточку, и от этого сотрясения выскочил из горла Белоснежки тот кусок отравленного яблока, который она откусила. Как выскочил кусок яблока, так она открыла глаза, приподняла крышку гроба и сама поднялась в нем жива-живёхонька».
У Пушкина же воскрешает героиню сила любви.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными* глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
Но тут мы подходим ещё к одной теме, о которой просто нельзя говорить в конце статьи.
До следующего раза!
_____________________
* Согласно Словарю языка Пушкина, глаза царевны не «изумлённые», а именно «изумленные», то есть не осознающие всего происходящего вокруг…
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь