Всё больше в России строят платных автомобильных дорог – удобной и быстрой альтернативы привычным трассам. Качественное покрытие, отсутствие светофоров, пешеходных переходов, участков с ограничением скорости, удобная инфраструктура и возможность быстрее добраться до места назначения – все это привлекает автомобилистов, которые предпочитают комфорт и скорость и готовы за это заплатить. Плата за прохождение такой трассы необходима – она позволяет компенсировать расходы на строительство, которые понес владелец дороги (концессионер). Не менее важно и регулярное содержание трассы – ремонт полотна, своевременная уборка, обработка противогололедными средствами в зимний период (например, безопасным и эффективным БИОНОРДОМ, созданным Уральским заводом противогололедных материалов).
Но кто же устанавливает размер платы за проезд? Кто решает, сколько внести водителю за возможность с комфортом добраться из одного города в другой?
Давайте разберемся.
Как формируется стоимость проезда по платным дорогам?
При расчете стоимости проезда по платной трассе операторы учитывают категорию транспортного средства. Именно от этого зависит тариф.
- Первая категория – ТС, высота которого составляет не более 2 метров. Это некоторые легковые автомобили, мотоциклы (с прицепами, колясками и без них).
- Вторая категория – ТС высотой от 2 до 2,6 метра. К этой категории относятся легковые автомобили, автодома и необъемные грузовые фургоны.
- Третья категория – ТС высотой боле 2,6 метра. Это лёгкие грузовые автомобили, небольшие автобусы.
- Четвертая категория – ТС, высота которого составляет более 2,6 метра и который имеет более 3-х осей. Сюда можно отнести тяжелые грузовые автомобили, большие автобусы.
Чем меньше категория, тем дешевле проезд. Определяется категория специальным оборудованием при въезде на платную дорогу. Как утверждают операторы, необъемный груз на крыше легкового автомобиля не влияет на считывание типа ТС. Но на практике бывают ошибки, и категорию лучше уточнить у кассира на въезде или выезде с трассы.
Например, крупные технические устройства (например, холодильник или стиральная машина) точно влияют на категорию. Были случаи, когда неубранные снег или лед также считывались оборудованием как плюс несколько сантиметров к высоте.
Стоимость проезда по платной дороге можно рассчитать самостоятельно в специальном калькуляторе от «Автодора» - https://avtodor-tr.ru/road/tariffs/. Наличие транспондера (о нем мы писали в этой статье - https://dzen.ru/a/ZffD2dkB215JlLwf) может снизить общую сумму проезда. Он особенно выгоден тем, кто часто пользуется платными трассами. В некоторых случаях экономия может достигать 50%.
Кто устанавливает тарифы?
Стоимость проезда по платной дороге определяет владелец/концессионер, а затем согласует цифры с уполномоченными органами. На каждой магистрали действуют свои тарифы – они зависят от категории транспортного средства (о них мы говорили выше), от времени суток (ночью проезд дешевле, чем днем), от льгот, предоставляемых владельцем дороги. На некоторых участках трасс тарифы меняются в зависимости от времени года – например, в некоторых местах на трассе «Дон» летний проезд будет дороже зимнего. Это связано с тем, что в июле-августе трафик на трассе в разы увеличивается, и могут возникать дорожные пробки.
За установление тарифов на трассах М-4 «Дон» и М-3 «Украина» ответственна государственная компания «Автодор». Тарифы на трассе М-11 «Нева» устанавливают «Автодор» (участки 58–149 км и 208–543 км), ООО «Северо-Западная концессионная компания» (участок 15–58 км) и «Магистраль двух столиц» (участок с 543 по 684 км). За М-1 «Беларусь» ответственны ОАО «Главная дорога» (Северный обход Одинцова) и «Автодор» (участок с 33 по 66 км).
Важный момент – с 2016 год Правительством РФ были определены максимально допустимые тарифы на проезд. В 2023 году из-за возросшей себестоимости строительства автомобильных дорог тарифы был повышены, и сейчас они составляют от 5 до 53 рублей за километр в зависимости от размера ТС и трассы.
Какие штрафы за неоплаченный проезд по платной трассе?
Избежать штрафов на платной трассе невозможно – система «Свободный поток», фиксирующая номера всех выезжающих и въезжающих машин, быстро обнаруживает нарушителя.
Для оплаты проезда дается пять дней. Если водитель по истечении пяти дней не заплатил за проезд, он получает штраф 1500 рублей (если автомобиль легковой) и 5000 рублей (если грузовой). Сумма штрафов зафиксирована в статье 12.21.4 КоАП РФ. Оплатить их нужно в течение 20 дней с момента получения уведомления.
Штраф могут получить и владельцы транспондеров. Если автомобиль въедет на трассу через КПП, не дождавшись сигнала проведения оплаты, это будет считаться безбилетным проездом. Штраф составит 1500 рублей. Поэтому всегда перед КПП следует снижать скорость до 30-40 км/ч и стараться соблюдать дистанцию между автомобилями.
Но не все ТС обязаны платить, чтобы проехать по платной дороге. Согласно ст. 41 257-ФЗ, есть категории, которые могут свободно передвигаться по платным дорогам:
- транспорт общего пользования (за исключением такси и междугородних автобусов);
- спецтранспорт (полиция, скорые, пожарные, военные и дорожные службы);
- транспорт Почты РФ;
- школьные автобусы.
Многие водители уже привыкли к удобной и быстрой езде, качественным придорожным сервисам и ровным скоростным дорогам. Всегда есть выбор: заплатить за удобное и беспроблемное путешествие или поехать по бесплатной альтернативной дороге, пусть более медленной, но иногда и более живописной.
А чтобы путешествие по дорогам было безопасным даже в плохую погоду, их обрабатывают специальными средствами.
У нас в УЗПМ есть свои наработки специальных дорожных средств, облегчающих передвижение транспорта и пешеходов. В зимний период это противогололедные материалы, в весенне-летний – шампуни для очищения дорог и улучшения сцепления асфальта с шинами.