Найти тему

Как пользоваться платными дорогами, чтобы не переплачивать?

Оглавление

Хотя платные дороги появились в России относительно недавно, они прочно завоевали расположение автомобилистов. При сильной загруженности дорог теперь у водителей есть выбор – ехать до точки назначения с пробками и частыми остановками или выбрать платную трассу, с ее расширенным скоростным режимом и отсутствием пробок. Подробнее о платных дорогах мы рассказывали здесь.

Мы в УЗПМ стараемся знать о российских дорогах как можно больше и делиться этой информацией с вами. Вся наша работа в буквальном смысле связана с дорогами – мы производим противогололедные средства, призванные обезопасить передвижение водителей и пешеходов в сложных погодных условиях.

Сегодня поделимся с вами полезной информация о том, как пользоваться платными трассами, чтобы не переплатить и даже сэкономить.

Какие есть регламенты оплаты дорог в России?

Основной закон, регламентирующий принципы эксплуатации российских платных трасс, был принят еще в 2007 году. Это закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Позже добавилось Постановление правительства №18 от 19.01.2010.

В этих документах подробно расписано, как вводится плата на дорогах и кто несет ответственность по поддержанию трассы в надлежащем виде. Там же есть информация, что экстренные и почтовые службы могут проезжать без оплаты.

На конец декабря 2023 года в России платными являются более 3200 км дорог как федерального, так и регионального значения.

Как рассчитывается стоимость проезда по платной дороге?

Расчет стоимости между оператором дороги и автомобилистом утверждает Правительство, оно же и устанавливает предельные цены за проезд. А вот полная стоимость километра пути рассчитывается индивидуально, в зависимости от категории автомобиля. Всю подробную информацию о методе расчета можно посмотреть в Постановлении №47 от 30.01.2016.

-2

Как и кто определяет категорию автомобиля? Это происходит автоматически, когда машина въезжает на платную трассу. Категория вычисляется специальным оборудованием по высоте транспортного средства и количеству осей. Однако важно помнить, что у концессионеров дорог параметры определения категории могут различаться.

Еще один важный момент – система считывает по высшей точке, и если на крыше автомобиля что-то есть (закрепленный груз, несчищенный снег, наледь), то машину могут причислить к другой категории. И, соответственно, взимать большую плату за проезд.

Как работают системы оплаты на трассе?

Оплатить проезд по платной дороге можно несколькими способами: наличными, банковской картой, бесконтактной оплатой или через транспондер. Есть варианты с постоплатой или с предоплатой. И в том, и в другом случае на въезде или на выезде с трассы есть контрольно-пропускные пункты, оборудованные терминалами для оплаты и имеющие шлагбаумы.

-3

Если на дороге действует система предоплаты, это значит, что протяженность платного участка фиксирована, и можно сразу определить стоимость проезда. Такое может быть, например, при пересечении моста или небольшого участка дороги, где нет съездов или карманов.

Система с постоплатой действует на большинстве трасс – при въезде на дорогу система определяет категории ТС, терминал выдает талон, которые важно сохранить до съезда с платного участка, и начинается отсчет пройденных километров. В конце дороги талон отдается оператору, который высчитывает сумму к оплате.

О плюсах и удобстве транспондера

Транспондер — это специальное устройство, небольшое по размеру, позволяющее без задержек проезжать пункт оплаты на платных дорогах. Он в разы экономит время и нервы водителей, ведь благодаря транспондеру необязательно даже останавливаться на пунктах оплаты – можно сбросить скорость до рекомендуемой, система отметит вас, и в нужный момент шлагбаум поднимется, давая разрешение на въезд. Плата за проезд по трассе будет списана автоматически.

Еще один плюс транспондера – скидки, которые предоставляются водителям от операторов платных трасс. Некоторые бывают выгодными и позволяют сэкономить до 50% от всей суммы проезда.

Сам транспондер стоит в районе 2-3 тысяч рублей. Если вы часто пользуетесь платными трассами, такая покупка оправдана, и она позволит сократить дальнейшие расходы. А вот если вы путешествуете по стране 1-2 раза в год, лучше взять прибор в аренду.

Неважно купили вы транспондер или арендовали, его еще нужно зарегистрировать, и внести деньги на привязанный счет. В специальном приложении можно подключить дополнительные опции от операторов платных трасс. Кто-то дает скидки на проезд, если поездки регулярные, кто-то дает целую систему абонементов.

-4

Важный момент! При пересечении пункта оплаты старайтесь соблюдать дистанцию и не приближаться к впереди едущему автомобилю ближе, чем на 10-15 метров. Это нужно, чтобы система считала ваш транспондер и открыла шлагбаум именно перед вами. Бывали случаи, когда впереди едущая машина проезжала, а перед водителем с транспондером шлагбаум закрывался и больше не поднимался. Ведь прибор - это персонифицированное средство оплаты, и система решила, что оплата за проезд уже прошла.

Что делать, если оказались на платной дороге случайно?

Это редкость, но и такое случается. Бывает, задумались и пропустили предупреждающие знаки (8.8 «Платные услуги» и 5.1 «Авто­магистраль»), или запутались в дорожных развязках, или решили проехать по новой дороге, но в последний момент передумали.

-5

Главное – без паники. Если еще есть возможность развернуться, аккуратно разворачивайтесь. Если такой возможности нет, и впереди уже маячит въездной пункт на платную трассу, ни в коем случае не вставайте на «аварийку» перед КПП и не пытайтесь сдать назад. Это серьезные нарушения, которые повлекут за собой штраф.

Что же делать?

1. На кассе у въезда сообщите кассиру о том, что заехали на платную трассу случайно и спросите, что лучше сделать. Они наверняка уже помогали в таких ситуациях.

2. Проезжайте на трассу, оплатив билет, но на ближайшей развязке разворачивайтесь или съезжайте на бесплатную дорогу. Да, придется потратить некоторую сумму, но это можно считать платой за невнимательность.

-6
Транспондер, программы лояльности от концессионеров дорог, абонементы – все это позволяет сэкономить на проезде по платной трассе. Важно следить за новостями, поскольку владельцы дорог могут вводить или убирать дополнительные льготы по своему усмотрению.

А чтобы по дорогам было комфортно и безопасно передвигаться, мы в УЗПМ улучшаем свои наработки специальных дорожных средств. В зимний период это противогололедные материалы, в весенне-летний – шампуни для очищения дорог и улучшения сцепления асфальта с шинами.