Хотя платные дороги появились в России относительно недавно, они прочно завоевали расположение автомобилистов. При сильной загруженности дорог теперь у водителей есть выбор – ехать до точки назначения с пробками и частыми остановками или выбрать платную трассу, с ее расширенным скоростным режимом и отсутствием пробок. Подробнее о платных дорогах мы рассказывали здесь.
Мы в УЗПМ стараемся знать о российских дорогах как можно больше и делиться этой информацией с вами. Вся наша работа в буквальном смысле связана с дорогами – мы производим противогололедные средства, призванные обезопасить передвижение водителей и пешеходов в сложных погодных условиях.
Сегодня поделимся с вами полезной информация о том, как пользоваться платными трассами, чтобы не переплатить и даже сэкономить.
Какие есть регламенты оплаты дорог в России?
Основной закон, регламентирующий принципы эксплуатации российских платных трасс, был принят еще в 2007 году. Это закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ». Позже добавилось Постановление правительства №18 от 19.01.2010.
В этих документах подробно расписано, как вводится плата на дорогах и кто несет ответственность по поддержанию трассы в надлежащем виде. Там же есть информация, что экстренные и почтовые службы могут проезжать без оплаты.
На конец декабря 2023 года в России платными являются более 3200 км дорог как федерального, так и регионального значения.
Как рассчитывается стоимость проезда по платной дороге?
Расчет стоимости между оператором дороги и автомобилистом утверждает Правительство, оно же и устанавливает предельные цены за проезд. А вот полная стоимость километра пути рассчитывается индивидуально, в зависимости от категории автомобиля. Всю подробную информацию о методе расчета можно посмотреть в Постановлении №47 от 30.01.2016.
Как и кто определяет категорию автомобиля? Это происходит автоматически, когда машина въезжает на платную трассу. Категория вычисляется специальным оборудованием по высоте транспортного средства и количеству осей. Однако важно помнить, что у концессионеров дорог параметры определения категории могут различаться.
Еще один важный момент – система считывает по высшей точке, и если на крыше автомобиля что-то есть (закрепленный груз, несчищенный снег, наледь), то машину могут причислить к другой категории. И, соответственно, взимать большую плату за проезд.
Как работают системы оплаты на трассе?
Оплатить проезд по платной дороге можно несколькими способами: наличными, банковской картой, бесконтактной оплатой или через транспондер. Есть варианты с постоплатой или с предоплатой. И в том, и в другом случае на въезде или на выезде с трассы есть контрольно-пропускные пункты, оборудованные терминалами для оплаты и имеющие шлагбаумы.
Если на дороге действует система предоплаты, это значит, что протяженность платного участка фиксирована, и можно сразу определить стоимость проезда. Такое может быть, например, при пересечении моста или небольшого участка дороги, где нет съездов или карманов.
Система с постоплатой действует на большинстве трасс – при въезде на дорогу система определяет категории ТС, терминал выдает талон, которые важно сохранить до съезда с платного участка, и начинается отсчет пройденных километров. В конце дороги талон отдается оператору, который высчитывает сумму к оплате.
О плюсах и удобстве транспондера
Транспондер — это специальное устройство, небольшое по размеру, позволяющее без задержек проезжать пункт оплаты на платных дорогах. Он в разы экономит время и нервы водителей, ведь благодаря транспондеру необязательно даже останавливаться на пунктах оплаты – можно сбросить скорость до рекомендуемой, система отметит вас, и в нужный момент шлагбаум поднимется, давая разрешение на въезд. Плата за проезд по трассе будет списана автоматически.
Еще один плюс транспондера – скидки, которые предоставляются водителям от операторов платных трасс. Некоторые бывают выгодными и позволяют сэкономить до 50% от всей суммы проезда.
Сам транспондер стоит в районе 2-3 тысяч рублей. Если вы часто пользуетесь платными трассами, такая покупка оправдана, и она позволит сократить дальнейшие расходы. А вот если вы путешествуете по стране 1-2 раза в год, лучше взять прибор в аренду.
Неважно купили вы транспондер или арендовали, его еще нужно зарегистрировать, и внести деньги на привязанный счет. В специальном приложении можно подключить дополнительные опции от операторов платных трасс. Кто-то дает скидки на проезд, если поездки регулярные, кто-то дает целую систему абонементов.
Важный момент! При пересечении пункта оплаты старайтесь соблюдать дистанцию и не приближаться к впереди едущему автомобилю ближе, чем на 10-15 метров. Это нужно, чтобы система считала ваш транспондер и открыла шлагбаум именно перед вами. Бывали случаи, когда впереди едущая машина проезжала, а перед водителем с транспондером шлагбаум закрывался и больше не поднимался. Ведь прибор - это персонифицированное средство оплаты, и система решила, что оплата за проезд уже прошла.
Что делать, если оказались на платной дороге случайно?
Это редкость, но и такое случается. Бывает, задумались и пропустили предупреждающие знаки (8.8 «Платные услуги» и 5.1 «Автомагистраль»), или запутались в дорожных развязках, или решили проехать по новой дороге, но в последний момент передумали.
Главное – без паники. Если еще есть возможность развернуться, аккуратно разворачивайтесь. Если такой возможности нет, и впереди уже маячит въездной пункт на платную трассу, ни в коем случае не вставайте на «аварийку» перед КПП и не пытайтесь сдать назад. Это серьезные нарушения, которые повлекут за собой штраф.
Что же делать?
1. На кассе у въезда сообщите кассиру о том, что заехали на платную трассу случайно и спросите, что лучше сделать. Они наверняка уже помогали в таких ситуациях.
2. Проезжайте на трассу, оплатив билет, но на ближайшей развязке разворачивайтесь или съезжайте на бесплатную дорогу. Да, придется потратить некоторую сумму, но это можно считать платой за невнимательность.
Транспондер, программы лояльности от концессионеров дорог, абонементы – все это позволяет сэкономить на проезде по платной трассе. Важно следить за новостями, поскольку владельцы дорог могут вводить или убирать дополнительные льготы по своему усмотрению.
А чтобы по дорогам было комфортно и безопасно передвигаться, мы в УЗПМ улучшаем свои наработки специальных дорожных средств. В зимний период это противогололедные материалы, в весенне-летний – шампуни для очищения дорог и улучшения сцепления асфальта с шинами.