Великий князь Димитрий Иоаннович стал именоваться Донским за победу на Куликовом поле. Летописные повести о Куликовской битве подробно повествуют об этой победе, предвозвестившей освобождение от ордынского ига. Ей посвящено несколько литературных произведений.
«Сказание о Мамаевом побоище» содержит самый подробный и сюжетно захватывающий рассказ. В этом литературном памятнике содержится ряд подробностей, не отмеченных в других источниках. Так, например, только в Сказании имеется рассказ о действиях засадного полка под предводительством серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго и князя Дмитрия Боброка-Волынца, вступление в бой которых решило его исход. «Сказание о Мамаевом побоище» было необычайно популярно и сохранилось в большом числе списков, разделяющихся на 8 редакций, со многими вариантами. Оно не было забыто и неоднократно переиздавалось в Новое время.
Цельногравированное издание 1830-х годов из собрания Музея имени Андрея Рублева содержит текст "Похода Димитрия Донского на Мамая", иллюстрации к нему, располагающиеся в верхних частях листов, а также владельческие пометки 1846 и 1847 годов: "Милостивои Государь Григореи Тимофеичь Честь имею я вамъ засвидетельствовать свое нижайшее усердное почтение и поклон Извеснои вамъ Владимеръ Харламовъ Поляковъ. [подпись-росчерк] 1847 года Генваря 31 дня Село Лысково" (л. 17, сторона без гравюры).
Подобные книги, в которых текст и сопровождавшие его изображения были выполнены резцом и отпечатаны с гравировальных досок, пользовались большой популярностью в народной среде. В основе текста лубочной «Истории о походе великого князя Димитрия Донского на царя Мамая» лежит рассказ из так называемого Киевского Синопсиса — первой печатной книги по отечественной истории. Она была впервые увидела свет в типографии Киево-Печерской Лавры в 1674 г., и неоднократно переиздавалась. В 18 веке этот Синопсис пользовался огромной популярностью. Исследователи считают, что он оказал большое влияние на формирование русской исторической художественной литературы. К нему нередко обращались и составители народных книг, и издатели лубка.
Двадцать четыре листа издания из собрания Музея имени Андрея Рублева содержат иллюстрации основных этапов события русской военной истории. В них, как и других произведениях, воспевающих победу в Куликовской битве,
отчетливо прослеживается тема божественного покровительства. Так, накануне боя князь Димитрий молится перед образом Христа на хоругви (знамени).
Среди других выразительных композиций: знаменитый поединок инока Пересвета с татарским воином Челубеем, вступление в битву засадного полка, увенчание русского воинства мученическими венцами и другие.
Отдельный сюжет посвящен видению Фоме Коцыбееву (Холцыбееву), одному из участников сражения, святых князей Бориса и Глеба. Они совершили христианский подвиг послушания и смирения и добровольно приняли мученическую кончину от руки своего брата Святополка, а теперь, после смерти, помогают русским воинам в ратном подвиге защиты своей земли.
Условность, с которой в иллюстрациях переданы перспектива, движение многочисленных персонажей и их позы, преодолевается обилием деталей и живым чувством, которым наделены герои, будь то безымянные воины или княгиня Евдокия, раздающая милостыню. Рассчитанные на "разглядывание" изображения доносили до каждого читателя книги одно из важнейших событий отечественной и православной истории.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!