Я люблю ее разной, но майскими вечерами особенно — неудержимо тянет пройтись по этим улочкам. Зову вас с собой — посмотреть на знакомые и новые места Петроградской стороны в пору, когда все цветет и пахнет.
Стартуем с Петропавловского моста между Аптекарским и Петроградским островами.
Карповка ранним вечером в одну сторону:
И поздним вечером в другую:
Углубляемся в «хвост» Большого проспекта:
Эти 100 метров — как прелюдия. Приближаемся к одному из самых прекрасных ансамблей в городе — площади Льва Толстого. Главные герои уже видны.
Вот они во всей красе. Дома Розенштейна и Корзинина с одной стороны:
Напротив — дом Чубаковых.
К нему мы подойдем ближе. И не просто подойдем, а зайдем внутрь — в арку (за дорожным знаком на фото).
Во дворе будет узкий проход между корпусами.
А дальше через арку уже соседнего дома выныриваем снова на Большой проспект. Можно, конечно, пройти где все, но закоулками интереснее)
Вот где мы оказались. Вид на площадь:
Ну а если посмотреть направо, то перед нами — дом Алюшинского. Первый, поскольку будет еще один.
Сворачиваем с проспекта на Ординарную улицу:
Слева — бывший особняк барона Винекена.
Вот он ближе, с эркерами необычной формы:
В глубине — флигель с башней:
Никуда не сворачиваем, идем прямо на параллельную — Плуталову улицу. В это время даже проходные дворы красивы:
Вернемся на Большой, где я впервые обратил внимание на дом Урвича (угол с улицей Подковырова). Между тем у него уникальная деталь — мансарда с микроколоннадой:
Улица Подковырова:
Цветущий сад рядом:
Через него мы направляемся во двор дома по улице Полозова, 8 — известный как двор Нельсона, барда и художника, превратившего его из серого колодца в творческую мастерскую под открытым небом. Сколько раз рисунки хотели стереть, арт-объекты уничтожить, а самого автора выселить. Однако же двор жив, сейчас в новом облике.
Двор Нельсона
Венера в арке:
Палисадник:
Вид из глубины двора:
А это жилище Нельсона:
Еще одна арка:
Из двора Нельсона выходим на улицу Ленина, перспектива которой чудо как хороша.
И в одну:
И в другую сторону:
На углу с Малым проспектом — еще один доходный дом Ивана Федоровича Алюшинского. На сей раз — по проекту моего любимого архитектора Александра Лишневского.
Дом Алюшинского
Вот он соло:
Как всегда у Лишневского — вся соль в деталях. Фасад со стороны Малого:
Обитателей тут видимо-невидимо.
Медведь с картушем для герба:
Разинувшие пасть химеры:
Фирменные чертенята Лишневского:
Наконец, боевые коты:
Вся эта «гвардия» охраняет вход со стороны Ленина:
Через двор дома Алюшинского выходим прямо к храму святой Ксении Петербургской:
И это улица Лахтинская.
Напротив храма — снова творение Александра Лишневского. На этот раз — его собственный доходный дом. Пожалуй, наиболее одиозный благодаря маске Мефистофеля на щипце. В народе он так и известен как «дом с Мефистофелем». Почти 10 лет назад барельеф сбил вандал, и вот восстановили. На мой взгляд, оригинал был куда лучше, но хоть что-то.
Было:
Стало:
На этой прогулке у меня было несколько открытий. Одно из них — здесь же, на Лахтинской. На доме №20 (модерн 1909 года по проекту Константина де Рошефора) на уровне второго этажа на фасаде я обнаружил вот такую героиню:
Крупнее:
Чей это образ — подскажите в комментариях, если знаете.
А мы ныряем в арку соседнего дома №22 и через проходной двор выходим на Гатчинскую улицу. На нее смотрит фасад неоклассики 1913 года от архитектора Абрама Берлина.
Справа от него — модерн того же года. Снова Абрам Берлин в тандеме — с кем бы вы думали? Александром Лишневским! Он здесь повсюду)
Причем, Лишневский жил здесь один год сразу после постройки дома.
Вид в одну сторону:
И в другую:
Декор фасада:
Напротив — доходный дом по проекту архитектора Гаврилова.
Дом замечателен своими щипцами с орлами:
И десюдепортом над парадными:
А это внутри:
Дальше идем в сторону Большого проспекта.
И по левую руку нас ждет очередное чудо — доходный дом Васильева по проекту двух Василиев Васильевичей, Корвин-Круковского и Шауба (какое совпадение по именам).
Модерн с элементами барокко. 1902 год, один из первых шедевров этого стиля на Петроградской стороне.
Его хорошо рассматривать по деталям.
Эркеры:
Щипцы:
И, конечно, «жители» парадного фасада.
Сова не сразу бросается в глаза, будто в укрытии:
На Гатчинской чуть ли не каждый дом интересен своими персонажами.
№9:
№12:
№10:
№8:
№6:
Перспектива улицы в одну сторону:
И в другую:
Выходим на Большой проспект, где видим перед собой проект Федора Ивановича Лидваля — дом Липавского.
Сюда мы еще вернемся, а пока пройдем по проспекту до дома Путиловой ниже. В солнечную погоду он восхитителен.
Перекресток с Ораниенбаумской:
А это со стороны Стрельнинской поздним вечером:
Перспектива проспекта:
Как обещал, вернемся назад, и мимо дома Липавского — на Большую Пушкарскую:
А дальше — на Саблинскую улицу, где с обеих сторон нас ожидают два интересных дома:
Слева — дом Френкеля по проекту Василия Васильевича Шауба, с семиэтажной башней на углу.
Высота здания не должна была превышать ширину улицы. Поэтому крылья дома отодвинуты вглубь — чтобы увеличить их высоту, добавлены мансарды.
На эркере между 4 и 5 этажом — портрет некой женщины, не очень привлекательной. Некоторые историки утверждают, что так Шауб «увековечил» сварливую жену.
А справа от него — дом Гуровой, по проекту архитекторов Резвого и Димитрато. Декора почти нет, однако угловые башни и эркеры не позволяют пройти мимо.
Перспектива со стороны Саблинской:
Контуры старой надписи над входом в магазин. Очевидно, что-то торговое здесь было и до 1917 года.
Дальше идем по улице Воскова до Большой Пушкарской. На углу — отреставрировали часовню иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Часовня примыкает к бывшему детскому приюту, теперь это музыкально-педагогическое училище. Появилась она не просто так. Около фасада со стороны сквера видим:
Рядом — Пушкарский сад.
На брандмауэре дома №8 по улице Введенской — граффити «Окно в Петербург».
Снова сад:
А это — во дворе по соседству. Специально снимаю больше таких фото, чтобы не упрекали Петроградскую в отсутствии зелени:
Дальше выходим на Введенскую улицу, где остановимся у дома №7.
Доходный дом Михайлова по проекту Владимира Смирнова.
Фасад целиком:
Как и дом Васильева, его можно разбирать по деталям.
На высоте второго-четвертого этажа фасад украшен семью пилястрами. Сверху они заканчиваются поясными полускульптурами атлантов.
В части со щипцом — боги, грифоны и сова.
Барельеф над левой парадной:
И над правой:
С 1915 по 1927 год в доме жил Борис Кустодиев. А на шестом этаже — актриса Галина Адеракс, послужившая моделью для его картины «Купчиха за чаем», хранящейся в Русском музее.
Выходим на Большую Пушкарскую, где впереди виден единственный деревянный дом на Петроградском острове — бывший особняк Доббертов (сейчас принадлежит Академии танца Эйфмана).
Во дворе дома №11 по Большой Пушкарской — скульптура «Грифон»:
Через двор выходим на улицу Лизы Чайкиной, а там — к дому №9.
Сам дом ничем не примечателен. Хорошо то, что за ним.
Еще один проходной двор, который в итоге выводит нас на улицу Съезжинскую.
Фасад дома №22:
Обратите внимание на асимметрию декоративного эркера на уровне 4 и 5 этажа.
Как он оформлен:
А это — парадный вход:
Идем по Съезжинской в сторону Большого проспекта.
Неподалеку еще один шедевр модерна — доходный дом архитектора Александра Барановского, который проектировал для него Николай Богуславский.
Эркеры с лоджиями в стиле итальянского палаццо:
Жизнь на фасаде просто кипит:
На пересечении Съезжинской и Большой Пушкарской — подходит к финалу ремонт дома Ульянова по проекту Сергея Гингера (на всякий случай — владелец дома просто однофамилец вождя революции, начальник строительства в Санкт-Петербургском порту).
Съезжинская улица убегает к Большому проспекту. Слева — дом Тисов с башенкой:
А мы завернем в переулок Нестерова:
Чуть ниже открывается вид на Князь-Владимирский собор.
Поздним вечером:
Но закончим мы прогулку на улице Блохина, для чего повернем налево.
Фотографии я делал в разное время суток. Поэтому вечер с позднего неожиданно меняется на ранний)
Этот участок можно пройти по Зверинской улице, свернув потом в Любанский переулок.
Заворачиваем мы сюда ради памяти дорогого мне человека — Виктора Цоя.
Сквер его имени:
Клуб «Камчатка» во дворе дома №15, в котельной которого Цой работал, думаю, не нуждается в представлении. С 2023 дом был на ремонте, теперь он выглядит так:
Стена памяти:
Вход в клуб:
Перспектива улицы Блохина:
Здесь мы и остановимся.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — выкладываю то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсирую экскурсии.