В выходные зарядил дождь, но разве это повод сидеть дома. Отправляюсь исследовать Коломну, где оказалось столько интересного — спешу поделиться. Дом с конями, дом из «Питер FM», дома-утюги и коридор смерти. Шедевры классицизма, эклектики и модерна + два примечательных новостроя для полного счастья.
Немного истории
Гоголь написал в одной из повестей про Коломну: «Тут всё непохоже на другие части Петербурга; тут не столица и не провинция; кажется, слышишь, перейдя в коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желанья и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка, всё, что осело от столичного движенья».
Возможно потому, что здесь селились отставные военные, мелкие чиновники, ремесленники. Впрочем, не будем полагаться слепо на мнение Николая Васильевича. Все бы им, писателям, критиковать) Атмосфера в Коломне действительно своеобразная. Чем-то напоминает Семенцы. По нынешним временам «околоцентр», при этом очень спокойно и ощущение, что жизнь тут не менялась последние 150 лет. Но кто сказал, что это плохо?
Архитекторы, композиторы, литераторы, художники, театральные деятели и ученые любили Коломну. Оглашение всего списка знаменитостей займет несколько минут. Назову лишь того же Гоголя, также — Блок, Росси, Лермонтов, Есенин, Лихачев, Глинка, Мусоргский, Мандельштам, Репин, Уланова, наконец, Александр Сергеевич Пушкин. Что-то их сюда тянуло, значит, было нечто особенное в этих местах. Было и есть.
Коломну я совсем не знал, при том, что очень люблю восточную границу — Никольский морской собор, Дом Веге, Мариинский театр, набережную Крюкова канала и так до Новой Голландии. А вот вглубь никогда не заходил.
Как добраться
От станции метро Садовая по одноименной улице — ровно 1 км. Можно дойти пешком за 15 минут, либо подъехать на автобусе.
Начало маршрута — знаменитое Семимостье, а именно — Пикалов мост, набережная канала Грибоедова. С этой точки, если смотреть вперед, видно башню Дома городских учреждений на Садовой:
Слева — купола Никольского собора и его колокольню.
Позади — Могилевский мост и Свято-Исидоровский храм:
Когда я строю маршрут, то обычно представляю направление. В этот раз — чистая импровизация «куда глаза глядят».
Переулок Макаренко
А глаза у меня смотрели через дорогу, где на углу Садовой и переулка Макаренко устроился доходный дом Эмилии Фитингоф. Дом как дом, но уж больно балкончик хорош на 4 этаже. «Самострой», а нисколько его не портит. Представляю, какой оттуда вид на Семимостье. На улице дождь, а ты с чаем там расположился.
Ладно, хватит мечтать) Идем дальше. Во дворах всегда находится что-нибудь интересное, поэтому изучаю их при любой возможности. И на этот раз любопытство не подвело. На брандмауэре дома №13 — дельфины.
А на стене соседнего дома — золотая рыбка.
В конце переулка — доходный дом купца Зезерина, памятник эклектики 1880 года.
Египетский мост
Выходим на набережную Фонтанки. Буквально через 100 метров впереди — Египетский мост, который охраняют сфинксы.
Египетский мост — тот самый, что обрушился в 1905 году под ногами маршировавших взводов конно-гренадерского полка.
Историческое фото Карла Буллы:
Во время блокады Египетский мост снова был разрушен и сейчас мы видим новую версию, у которой почти ничего общего с оригиналом. Кстати, сфинксы изначально были выкрашены «под бронзу».
На том берегу Фонтанки виден Троицкий собор, район Измайловских рот (ныне Красноармейские улицы).
Идем дальше по набережной, где на углу с Климовым переулком нас ждет шедевр северного модерна.
Дом Капустина
Тот самый, из «Питер FM».
Специалисты называют его вершиной творчества Алексея Федоровича Бубыря. В 1910 году он создал проект по заказу своего однокашника по Институту гражданских инженеров Константина Капустина, более известного как один из первых чемпионов по автоспорту.
Задача была непростая. Требовалось создать дом-монумент, который бы «держал» обширное пространство вокруг себя. И Бубырю это удалось.
Фасад со стороны Климова переулка:
Говорят, что особенно хорошо дом смотрится в плохую погоду — как образ убежища, защищенного от всех напастей.
Через 100 метров сворачиваем в Прядильный переулок, где брандмауэр дома №8 захватил виноград.
Представляете, какая красота летом. Нашел фото:
Плоды:
Дом Рыбиной
А на перекрестке с Люблинским переулком — снова шедевр северного модерна, на этот раз от Александра Лишневского. Доходный дом Елизаветы Рыбиной, 1908 год.
Архитектор Лишневский известен пристрастием к «чертовщине» в отделке фасадов и парадных (дом городских учреждений на Садовой, например, или «дом с Мефистофелем» на Петроградке). Здесь он устроил «коридор смерти» в парадной со стороны Прядильного переулка:
На самом деле ничего страшного там нет. Название «коридор смерти» дал историк Александр Чепель, и то иронично. Пространство, похожее на вход в пещеру + мертвые с косами маски демонов на стенах.
Интересно, что дом предназначался под жилье эконом-класса, без черных лестниц, по 7 квартир на этаже.
От мрачного дома Рыбиной перейдем к более теплым тонам. На правой стороне Люблинского переулка — современное Управление казначейства.
А следом — бывший доходный дом Лишке, из которого сделали вот такое чудо.
На первом этаже — барбершоп. Впрочем, если присмотреться, эстетика декаданса и здесь есть.
Перспектива Люблинского переулка:
С Люблинского сворачиваем на Английский проспект. На углу с улицей Лабутина — собственный доходный дом архитектора Кондратьева.
У Владимира Петровича есть более знаменитый проект на «Квадрате», до него мы еще доберемся.
А здесь мое внимание привлекли эркеры и декор третьего этажа:
На улице Лабутина остановимся у дома архитектора Иванова. Модерн 1902 года:
Рядом с ним удачно «вписали» новострой 2009 года.
Снова вспоминаю Семенцы, где новые проекты так же выдержаны в стилистике района.
Перспектива улицы Лабутина:
Ну а мы идем в обратную сторону, с Английского проспекта выходим к Покровскому скверу.
Покровский сквер
Пространство Покровского сквера и площади (ныне Тургенева) проектировал Николай Бенуа. В центре стоял храм — снесли в 1934 году. На этом месте — памятный знак.
Фото 1909 года, как тогда выглядела Покровская площадь:
А это 1937 год:
На углу Садовой и Английского проспекта высится дом с башнями. Проект архитектора Коварского, 1915 год.
Дом Баранова
Дальше идем по Садовой. На излучине за Покровским сквером останавливаюсь у дома генерала Баранова. Модерн 1910 года по проекту Сергея Гингера.
Его красота неброская, без ломаных линий как у Лишневского. Декор фасада:
«Подбалконье» как хвост павлина (так и не выяснил, как по науке называется это пространство):
Но самое интересное — за углом. Вход в парадную:
Внутри — целая кавалерия.
Лестничная ограда:
И это еще не все. На этом самом месте в 40-е годы XIX века стоял деревянный дом Петрашевского, где собирались сторонники установления республиканского строя, в том числе Достоевский. В 1849 году их арестовали, что было дальше вы наверно помните.
Арка во двор:
Во дворе смежного с ним 109-го дома — ротонда:
От дома Баранова остается всего 300 метров до конца Садовой, где кроме нее в одной точке сходятся также набережная Фонтанки и набережная канала Грибоедова. Там расположились два питерских «утюга».
Дома-утюги
Первый — дом Греховой по проекту Альберта Стюнкеля, модерн 1910 года. Второй — дом Кудрявцевой, построили два года спустя по проекту Василия Васильевича Шауба. Яркий пример диктата заказчика (цы), фасад фактически без отделки.
Дом Греховой со стороны Садовой:
Геометрия лестничных пролетов:
Дом Кудрявцевой сейчас ремонтируют, напомню как он выглядит без «защиты»:
Как не дойти до Старо-Калинкина моста:
Как многие питерские мосты, особое впечатление он производит в темное время:
Дальше иду по набережной Фонтанки.
На том берегу:
«Пушкинский» дом я уже вам показывал:
Дом принадлежал вице-адмиралу Клокачеву, изначально он был вдвое ниже, и только в 1903 приобрел близкий к нынешнему вид после перестройки по проекту Павла Мульханова.
В 1814 в квартире на втором этаже поселилось семейство Пушкиных. Поэт прожил здесь три года после окончания лицея в 1817.
Квартира состояла из семи комнат. Три из них, парадные, выходили окнами на Фонтанку, остальные — во двор, где находился небольшой сад. Александр Сергеевич занимал одну из комнат, выходивших окнами во двор.
А 20 лет спустя в этой квартире поселился зодчий Карл Росси. Интересно, что в те годы эта часть Коломны считалась самой убогой. Мягко скажем, эконом-класс в плане жилья.
Фабрика и дом Ниссена
Рядом с ним — доходный дом Ниссена, владельца фабрики шелковых изделий. Производство было в глубине, ближе к нынешней улице Лабутина, а на углу набережной Фонтанки и Калинкина переулка расположился жилой дом. 1872 год, архитектор Виктор Шретер.
Двор-колодец со световым фонарем:
Сворачиваем в Калинкин переулок:
И через него возвращаемся к Покровскому скверу. Дальше идем на Канонерскую улицу (параллельно Садовой, ближе к каналу Грибоедова).
Стены 31 и 29-го дома украшают несколько кованых узоров.
Замок:
Жар-птица:
И граффити «замок с драконом»:
На углу с Английским проспектом — доходный дом Красавина по проекту Ивана Иванова. Его модерн на Лабутина, 20-22 мы уже смотрели, а здесь кирпичный стиль. Он же, кстати, построил несколько домов в Семенцах. Не зря я их часто вспоминаю — с Коломной много общего.
Следующий на пути — доходный дом Любищевой.
Дом Любищевой
Жена купца Любищева, Татьяна Мироновна, владела в Петербурге несколькими домами. Два из них построены по проекту Георгия Хржонстовского, в том числе, на Канонерской, 19-21. Модерн, 1910 год.
Портал в парадную здесь замечательный:
Видно, это мода того времени — многие купцы оформляли доходные дома на жен. Сейчас богатые люди покупают для прекрасной половины салоны красоты, а 120 лет назад — доходные дома, чтобы супруга была при деле)
Дом Покровской церкви
Стоит справа от дом Любищевой. Причем, появился на 8 лет раньше, в 1902. Эклектика по проекту Сергея Кондратьева.
Изюминка дома — кованые узоры между 2 и 3 этажом.
В Петербурге с архитекторами Кондратьевыми можно запутаться) Я уже троих насчитал, узами родства вроде бы как не связаны. Так вот, Сергей Кондратьев помимо дома на Канонерской известен по чулочно-вязальной фабрике Керстена («Красное знамя») на Петроградке, часовне Троицкого собора и ряду домов в районе Измайловских рот.
А мы сворачиваем на улицу Пасторова.
Дом Лейбошица
Про дом мало что известно, кроме того, что это модерн 1909 года по проекту архитектора Батуева. Если кто-то из старожилов Коломны знает подробности, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Состояние фасада, конечно, удручает.
И даже несмотря на это, он красив как почтенный джентльмен.
Дальше выходим к каналу Грибоедова, где около Могилевского моста стоит шедевр кирпичного стиля, доходный дом Макарова.
Панорама от Могилевского моста:
На той стороне начинается Коломенский остров, и это будет отдельная история. Сейчас иду назад. На углу с Лермонтовским проспектом привлекает внимание комплекс с аркой.
С этого ракурса кажется, что это просто арка и за ней ничего нет. На самом деле она соединяет два корпуса. В левом долгие годы была школа, затем ЛенПромСтройПроект, а сейчас бизнес-центр. В правом — доходный дом по проекту Людвига Фонтана, сейчас Институт травматерапии.
У входа — небольшой сквер и памятный знак в честь летчика Василия Харитонова, защищавшего в блокаду небо над Ленинградом.
Геометрия сводов:
Вид из двора:
200 метров вдоль набережной канала Грибоедова, и мы возвращаемся в исходную точку.
На этом путешествие по Коломне не заканчивается, ведь это был только Покровский остров, дальше — Коломенский.
До встречи и хороших вам прогулок!
P.S. Также приглашаю вас в Telegram-канал — буду выкладывать то, что не вошло в статьи на Дзен + анонсировать экскурсии.
P.P.S. Примечание от мая 2024. Друзья! Проглашаю вас на весеннюю прогулку по второй части Коломны, а также вокруг Семимостья и Новой Голландии — ссылки ниже.