На сегодняшний день наверняка каждый знает, что такое “коммуналка”. При упоминании этого слова в голове всплывают жуткие образы захламленных комнат, заполненных людьми, и холодных мрачных коридоров с обветшалыми стенами. Вспоминаются также и художественные произведения - кино и литература - в которых коммунальные квартиры становятся сценой, где разворачиваются основные действия. Однако не каждый знает историю возникновения “коммуналок”. Знали ли вы, что изначально эти квартиры принадлежали классу буржуазии? Или что в некоторых из них жили известные деятели науки и культуры, о которых вам рассказывали в школах?
История появления “коммуналок” берет свое начало в 20-х годах прошлого века, когда страна пережила Гражданскую войну и постепенно “вставала с колен”. Все граждане ждали отмены многих чрезвычайных мер: крестьяне не хотели больше мириться с продразвёрсткой (продовольственная развёрстка — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов), рабочие устали от безработицы и нехватки продуктов питания. Однако правительство большевиков не желало отказываться от централизованного контроля экономики и продолжило меры по использованию безрыночных механизмов.
Эти действия не улучшали жизнь простого народа, поэтому в городах начались забастовки рабочих, а в деревнях — крестьянские восстания. Но это не заставило правительство большевиков снизить нормы продразвёрстки, и у крестьян продолжали отбирать хлеб.
Подобная аграрная политика большевиков вызывала недовольство крестьян, всё чаще оказывавших вооружённое сопротивление продотрядам.
Правительство решило сделать небольшие и временные уступки бунтующим, чтобы сохранить монопольную власть. В разгар Кронштадтского восстания 8 марта 1921 г. в Москве открылся X Съезд РКП(б), на котором Ленин объявил о переходе к новой экономической политике (НЭП).
Главной экономической целью НЭПа являлось преодоление разрухи и восстановление экономики. Введение НЭПа началось с отмены продразвёрстки и введения продовольственного налога (продналога), который дал населению возможность самостоятельно распоряжаться остатками сырья и открывать собственные небольшие предприятия. Ещё одной важной составляющей НЭПа было создание стабильной финансовой системы (в стране наблюдалась гиперинфляция). Для этого были отрегулированы налоговая, денежная и кредитная системы.
Поскольку в этот период развивалась промышленность, рабочие из деревень стали возвращаться в города. Массовый приток рабочих привел к острой нехватке жилья, поэтому, желая облегчить их быт, власти вселяли их в «буржуазные квартиры». Так появились коммунальные квартиры, или коммуналки. Это создало уникальную ситуацию, когда жильцы из различных социальных групп жили вместе, создавая своеобразный социум. Тем не менее, такие квартиры оставались собственностью государства.
Жильцы коммуналок часто вспоминают о сложных условиях, в которых они жили. Они делили общую кухню, коридор и санузел, что создавало определенные сложности в повседневной жизни. Некоторые жильцы даже создавали свои собственные системы и правила для управления квартирой и общением с соседями.
Коммунальные квартиры стали символом советской эпохи и оставили социокультурный след в истории СССР. Рассматривая этот вопрос со стороны лингвистики, можно отметить, что проживание в “коммуналках” обогатило словарный запас населения новыми фразами и выражениями. Принудительное подселение стало именоваться «уплотнением». Человек мог рассчитывать не на квартиру, а на так называемую «жилплощадь». В словаре Ермаковой О.П. приводится целый ряд слов, специфичных для того времени – вселить, подселить, жилец, жилица, управдом, буржуйка, примус, керогаз и т.п.
С. А. Голубков, профессор, автор статьи «Российские уроки двадцатого века: испытание принудительной коммунальностью» писал: “«Квартирные «уплотнения», предпринятые в советскую эпоху, знаменовали торжество насилия и абсолютного диктата государства. Коммуналка становилась универсальным инструментом общественного догляда за отдельным человеком. Соседи всегда с полным знанием дела могли засвидетельствовать о том или ином жильце: каким богам он молится, какие идеалы предпочитает, с кем общается, каких гостей принимает, о чем говорит и т.д. Личная жизнь приобрела недопустимую «прозрачность». Коммунальные квартиры становились средством общественного контроля за личностью. Личная жизнь стала абсолютно прозрачной и лишенной приватности”.
Один из известнейших и выдающихся писателей, М.А.Булгаков, часто обращался к этой теме в своем творчестве, и даже в своих личных письмах он жаловался на жилищные условия: “Вероятно (а может быть, и нет), на днях сделают попытку выселить меня, но встретят с моей стороны сопротивление на законн[ом] основании (должность: у Боба старшим инженером служу с марта). Прилагаю старания найти комнату. Но это безнадежно”.
Подробнее о жизни М.А.Булгакова в доме 302 на Садовой улице, который стал прототипом “нехорошей квартиры” в романе “Мастер и Маргарита”, можно прочитать в следующей статье.
В рамках проекта "Музейная история". НИТУ МИСИС, Вакулюк Елена, Ефимова Анна, Парыгина Елена, Тепловодская Майя, Цепелева Мария, БЛГ-23-1.
#музеиМИСИС