И это не опечатка, друзья. Можете посмотреть на иллюстрацию, чтобы убедиться.
А всё дело в том, что не хитрый рынок, а рынок, расположенный на Хитровке. "Конец Хитрова рынка" не роман, а скорее сборник из трёх довольно длинных повестей. А роднит их между собой главный герой-рассказчик, Александр Семёнович Белецкий.
Первая повесть - "Конец Хитрова рынка" дала название всему сборнику. Действие повести происходит в первое время после Октябрьской революции. ГГ не успел закончить гимназию. И уже не закончит - занятий нет и не будет. И его - недоросля приглашают работать в милицию. При чём он не один такой был. Один из коллег ГГ тоже работает и не занимается такой "ерундистикой" как образование - времени у него, видите ли, нет. Читая об этом я вспомнила один примечательный эпизод из жизни моего родителя: мой отец родился в предвоенные годы и в войну оказался на оккупированной немцами территории. Перед отступлением наших войск был сожжён архив. После нашей Великой Победы документы восстановили.... Но Боже мой! Имя моего отца написали с ошибкой!!! Из его документов эта ошибка перекочевала во все мои документы. И в документы моего брата тоже. А как же ликвидация безграмотности в послереволюционные годы???
И вот Саша Белецкий и его коллеги борются с разгулом бандитизма, захлестнувшего страну в те страшные годы. А Хитровка - при_тон, где эти персонажи обретаются.
В первые годы после революции агентам розыска в основном приходилось заниматься борьбой с бан_дитизмом.
Не навязчиво автор упоминает о том, как в новоиспечённом Союзе вообще и в Москве в частности голодно и холодно. Ничуть не стесняясь рассказывает как топил книгами печь. Да и до стеснений ли было в той ситуации когда нет отопления. Я живу в очень холодном доме, но у нас всё-таки есть своя отопительная система с газовым котлом и + дровяная печь - так что я не могу считать, что ощущал молодой оперативник в пустой нетопленной квартире, да ещё и со сварливыми соседями, которых подселили в его квартиру и которые ему входную дверь открывать не хотели. Вот, что написал автор:
... Но были и просто слабые изголодавшиеся люди, уставшие от борьбы и аскетизма, изломанные и обработанные тяжёлой жизнью, требующей постоянного умственного, морального и физического напряжения.
Вторая повесть "В полосе отчуждения" показывает читателю эпоху НЭПа. Тоже не лёгкое время. Читая эту повесть я вспоминала роман Эриха Марии Ремарка "Черный обелиск" - почти всё тоже самое: тяжёлая жизнь, обесценивающаяся валюта - у нас это были совзнаки, голод и см_ерть от него и вообще разруха. Одновременно с этим блистали и купались в роскоши "толстомясые" нэпманы и все атрибуты красивой жизни - дорогие автомобили, рестораны и т. д.:
...годы нэпа самым распространённым преступлением было винокурение...
А ещё я не могла не вспомнить уроков истории. Наш учитель-историк рассказывал нам, молодым людям, не знакомым с теми людьми, кто застал это время, что НЭП - "Новая Экономическая Политика" - это золотое время Советского Союза, те кто любил и умел работать жили распрекрасно, расбогато и в ус не дули. Правда про разгул бандитизма в эпоху НЭПа составитель учебника как-то забыл упомянуть про разгул бандитизма ... или может быть посчитал это несущественным? Как говорится, можно сесть го_лой по_пой на ежа, если по_па не ваша.
И паровозиком вспомнилось интервью детишек, вывалившихся с Ельцин-цента и с умными лицами вещавшими нам, своими глазами видевшими 90-е, как тогда хорошо жилось.
Ещё автор уделил достаточно внимание сестре ГГ - Вере. И это тоже навеяло воспоминание. Вот:
Как и многие тираны, Вера была искренне убеждена, что осуществляет власть в интересах своих подданных, а эти интересы она, разумеется, знает лучше их.
Эх мои дорогие! Сколько раз я слышала от своего брата: "Не спорь со старшими - старшие лучше тебя знают, что тебе надо". А ведь всего на 3 ( три ) годика старше.
Так о чём же повесть? Недалеко от железной дороги найдено тело коллекционера картин. Милиция берётся за расследование. ( А почему не прокуратура? ). Белецкий со товарищи проявляя смекалку и артистические данные ищут кому выгодно. Правда и без проколов у них не обходится:
Случайности - рифы житейского моря, их не обойти и самому опытному лоцману...
Но так даже лучше - интересней читать. На мой взгляд главная ценность повести не розыски уб_ийцы, позарившегося на произведения искусства, а именно как полотно тогдашней жизни. А в учебниках и Ельцин-центрах многое порасскажут.
Третья и заключительная повесть называется "Покушение". Теперь действие происходит в 30-е - на фоне похорон Кирова. ГГ - Александр Белецкий пошёл вверх по карьерной лестнице, уже успел не только жениться, но и развестись.
Бывшая благоверная - Рита отчаянная барышня, однако. Я б на её месте не решилась бы обращаться к бывшему, чтобы честно расследовал дело нынешнего "пупсика" - уязвленное ссамолюбие никогда ещё не способствовало объективности. Хотя, вполне возможно, что этот её шаг - его заслуга, а не заслуга Риты. Может быть он так себя зарекомендовал - истина превыше всего, раз даже его друг Виктор обвиняет Александра в отсутствии честолюбия:
Честолюбие для человека - то же, что бензин для машины. Без него далеко не уедешь.
А поскольку дело, по которому Явич-Юрченко обвиняется в покушении на председателя Шамрая и поджога его дачи поручили другому Следаку, то Белецкий берётся за параллельное расследование, даже несмотря на то, что этот,человек ему не приятен.
И вот, в процессе расследования вырисовывается любопытная картина...
Очень позабавило отступление автора о модных в те времена именах:
- Медера - между народный день работницы
- Одвар - Особая Дальневосточная армия
- Лагшмира - лагерь Шмидта в Арктике
- Персострат - первый советский стратостат
- Оюшминальда - Отто Юрьевич Шмидт на льдине
На фоне всех вышеперечисленных Владлен - Владимир Ленин ещё прилично звучит.
Общие впечатления: в этом сборнике нет ни погонь, ни драк, и вообще нет движухи, а всё действие происходить в кабинете следователя. Но тем не менее сборник к прочтению я рекомендую. Думаю, что его полезно прочитать. Я прочла и не жалею. Иногда я во время чтения даже забывала, что это детектив - для меня лично это была панорама тогдашней жизни.
А на этом всё, мои дорогие. Буду благодарна, если обратите внимание ещё и на этот обзор на другое произведение Анатолия Безуглова:
Всем всех благ, а кто прошёл по ссылке - вдвойне. Пока!