Найти в Дзене
Мама, не ори!

Дети с особыми образовательными потребностями: кто они на самом деле

Дети с особыми образовательными потребностями — термин, который в последнее время используется для обозначения тех детей, которые в силу своих особенностей развития не могут учиться в обычной школе по обычной программе. На мой взгляд, этот термин намного корректнее, чем «дефективные дети» или «дети с аномалиями в развитии», да и понимание, кто относится к этой группе, чуть изменилось.

В список детей с особыми образовательными потребностями обычно попадают дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями психического развития, дети с умственной отсталостью, с нарушениями речи.

Думаю, при выборе траектории развития и обучения важно учитывать такой параметр, как сохранность интеллекта. Если ребенок интеллектуально полноценен, но, например, страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата, это будет одна история. Такой ребенок в состоянии осваивать обычную школьную программу в оборудованной для таких детей школе или в домашних условиях.

Если есть нарушения интеллекта (умственная отсталость, задержки в развитии), то обычные педагоги не смогут работать с такими детьми. Нужны специально подготовленные специалисты — дефектологи, олигофренопедагоги.

Для слепых, глухих детей, даже с сохранным интеллектом, также нужны сурдопедагоги, тифлопедагоги — педагоги со специальными навыками и соответствующим образованием.

В обществе к таким детям неоднозначное отношение, я до сих пор встречаю довольно агрессивные комментарии с призывом «сдавать в интернаты, изолировать от общества, закрыть дома и никуда не выводить». Обычно о здоровье общества в целом и конкретного человека в частности судят по их отношению к незащищенным слоям (старики, дети, животные, инвалиды).

Также у нас часто виноватят родителей таких детей, что они сами виноваты, зачем рожали и т.д. Но от болезни никто не застрахован, у любой пары может родиться ребенок с особенностями. Все мы знаем примеры, когда в здоровой семье рождались дети с синдромом Дауна.

Есть еще одна категория детей с особыми образовательными потребностями, про которую в этом контексте часто забывают. Это гениальные дети, дети-вундеркинды, которым просто скучно и неинтересно в обычной школе, их интеллектуальный потенциал значительно превосходит интеллект сверстников и даже некоторых взрослых.

Что делать таким детям? Где им учиться? Как помочь им адаптироваться к обычной жизни в социуме, где гениев совсем мало?

-2

Для учителей любой ребенок с особыми потребностями — это дополнительная нагрузка и иногда даже нешуточный стресс. У нас в классе учился вундеркинд, он почти все уроки проводил в коридоре, потому что если его оставляли в классе, урок был сорван.

Он постоянно спорил с учителями, не просто спорил, а приводил аргументы со ссылками на источники, он подтрунивал над педагогами, выставлял их в не очень хорошем свете, какому учителю это понравится? В результате для него придумали экстернат, он приходил, сдавал все темы и больше мы его не видели. Что там было с его коммуникативными навыками, эмоциональным интеллектом — остается только догадываться.

Так что дети с особыми образовательными потребностями — это не только неполноценные дети, пускающие слюни, как думают многие. Это еще и одаренные, гениальные дети, которые значительно опережают в своем развитии сверстников.

Я за то, чтобы каждому ребенку, в рамках его особенностей, была предоставлена возможность обучаться и общаться с себе подобными. Мы все-таки не в Спарте, у нас вроде цивилизованное общество 21 века.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией